Кампании по заготовке оленины в округе благоприятствует установившаяся морозная погода. О том, как она проходит – в репортаже нашего корреспондента, побывавшего в СПК «Харп»
Вторник, 12 ноября. Олени уже где-то рядом. Атмосфера у кораля самая боевая.
Всё вокруг словно накрыто белоснежной свеженакрахмаленной тканью. То ли скатерть, то ли простынь – кому как. По тому, как быстро зябнут ноги и щёки – на улице градусов 25.
– Погода отличная, – улыбаясь, рапортует городской корреспондентке Василий Егорович Хатанзейский, заместитель председателя СПК «Харп» по оленеводству. – Только снега ещё маловато. Сколько планируем заготовить мяса? Чем больше, тем лучше!
Точных цифр настоящий оленевод не скажет. Как в долгую трудную дорогу наперёд тундровики не загадывают, так и итоги убойной кампании не говорят прежде, чем первый олень в кораль забежит.
– Весна и лето в этом году не порадовали, так как тепла было мало, и трава поздно вышла, – осторожен в прогнозах Василий Егорович. – Зато оводов меньше было, и олешки спокойно вес нагуливали.
Для зама по оленеводству Василия Хатанзейского это седьмая по счёту убойная кампания. А как для потомственного тундровика – почти сороковой сезон.
В этом году, благодаря установившейся морозной погоде, кампания в СПК «Харп» стартовала на 10 дней раньше, чем в прошлом сезоне. Оленеводы СПК «Коопхоз «Ерв» заготовку оленины начали 6 ноября. На сегодняшний день забой также идёт в СПК «Ижемский оленевод и Ко», СПК «Красный Октябрь» и СПК «Путь Ильича».
Как говорят оленеводы, перед началом ответственной миссии особых обрядов не проводят и великому богу Нуму не молятся. Главное – в понедельник не начинать.
О том, что убойная кампания – дело рисковое, начинаешь по-настоящему осознавать, когда в кораль загоняют оленей. На приличной скорости испуганные животные начинают быстро кружить, ища выход. Только успевай уворачиваться от острых рогов и крепких копыт. На ушах некоторых оленей заметны жёлтые метки – это племенные, им повезёт покинуть дощатый лабиринт в целости и сохранности.
Животных сортируют. Время от времени оленеводы открывают двери в заграждениях, и в кажущийся спасительным выход тут же вбегают хоры и важенки. Это для непрофессионального глаза олени только по цвету шкуры различаются. А у тундровиков глаз намётанный. Всё равно, как на скоростном шоссе за полсекунды определить марку, модель и номер автомобиля. Процесс отлажен до автоматизма многими десятилетиями.
Мужики, кто посильнее, приоткрывают дверь в загоне, а счётчик считает оленей, вбежавших в специальное отделение. Этому налево. Этому – направо, где олени других бригад. А этому – прямо, чтобы потом вернуться обратно в тундру. Для работников кораля главное – изловчиться и потом быстро закрыть проход перед навалившейся живой рогатой массой.
– Сашки Выучейского важенка! – громко кричит счётчику один из оленеводов. Данные тут же записываются в тетрадь. И белая важенка, высоко подкидывая ноги, быстро проносится мимо, практически растворяясь среди снега и обильного пара, который выдыхают отсортированные олешки. За подсчётом следит Михаил Пырерка, главный экономист СПК «Харп».
– Для всех нас каждый кораль – особенное событие, – говорит Михаил Николаевич. – Это итог работы за весь сезон. Словно урожай, который важно не только вырастить, но и правильно собрать. Планируем заготовить мяса на уровне прошлого года, может чуть больше.
Как сообщают специалисты, убойная кампания идёт в плановом режиме. О её ходе следите на страницах «Красного тундровика».