Вы здесь

Северянин. Пастырь. Герой России

Бойцы и командиры ВДВ, чей девиз «Никто, кроме нас!» – особенная паства / Фото предоставлено автором

Если набрать в поисковике Яндекса слова «Протоиерей Васильев», то появятся десятки статей о легендарном «батюшке ВДВ» Михаиле Владимировиче Васильеве.

Мы узнаем, что отец Михаил – священнослужитель Русской православной церкви – родился в городке Вышний Волочек Калининской, ныне Тверской, области в 1971 году.

И далее – рассказ о жизни и судьбе этого незаурядного человека, поставившего своей целью служение людям и Богу.

Однако почти нигде не упоминается, что Михаил Владимирович жил в посёлке Искателей Ненецкого автономного округа, окончил здешнюю среднюю школу и, напитавшись Севером, вдохнув открытый и вольнолюбивый дух жителей нашего края, продолжил свой земной путь.

Очевидно, авторы статей посчитали данный факт из жизни Михаила Васильева малозначительным. Нам же кажется иначе. Мы числим отца Михаила нашим земляком, северянином. Ведь именно на период жизни Миши в Искателях пришлось его становление как личности.

 

Семена Веры

 

Прошло меньше семи месяцев с той поры, как снаряд от американской системы залпового огня «Хаймерс», выпущенный с украинской стороны во время памятного осеннего контрнаступ­ления ВСУ в Херсонской области, разорвал тело священника, который не послал ни одной пули во врага.

А мы, северяне, до сих пор воспринимаем «батюшку ВДВ» как живого. Его одноклассники и одношкольники помнят весёлого, немного задиристого пацана, который среди шумных перемен с толкатнёй ребят вдруг окунался в задумчивость – словно остановленный чьей-то неведомой силой.

Наверное, такие минуты были первыми провозвестниками его героической судьбы. Кто знает.

По окончании школы Михаил поступает на философский факультет МГУ. Немногим из искательских школьников выпал такой взлёт в начале взрослой жизни: учёба в главном вузе страны. Да ещё на философском факультете.

Среди учителей и наставников новоиспечённого студента был знаменитый дьякон Андрей Кураев, в будущем церковный мыслитель и бунтарь, а тогда – автор богословских трудов, острых полемических статей в прессе, адепт свободного духа, которым человек от рождения наделён волей Господа Бога.

Многие нарьянмарцы помнят, как в 2004 году отец Андрей приезжал к нам в Красный город. На его лекции в тогдашнем ДК был полный зал. Люди даже в проходах стояли.

Был ли среди них его ученик? Скорее всего, нет. В нулевых годах жизненная стезя Михаила совершает крутой поворот: он становится слушателем Военной академии Генерального штаба России. Но семена Веры, взращённые пастырским словом дьякона Кураева, попали в душу молодого офицера.

Однако мы забежали вперёд. На втором курсе студент МГУ Михаил Васильев крестится, а после окончания университета решает стать священником. Решимость приходит к нему в результате глубокого осмысления основ мироустройства.

Полученные в университете знания, небольшой пока ещё жизненный опыт, авторитет наставников убеждают Михаи­ла в существовании Бога. В единой Воле, существующей во Вселенной. Он припадает к Вере, открывая одну за другой страницы познания. Вероятно, теологический парадокс богослова Тертуллиана: Credo ergo absurdum – Верую, ибо нелепо – не для него. Его Вера глубока и доказательна. Вся дальнейшая жизнь подтвердит это.

 

За Отечество и во имя Господа

 

7 марта 1998 года Михаил был рукоположен в чин дьякона, а вскоре Святейшим патриархом Алексием Вторым – в пресвитера. Служение Господу соединяется в Михаиле Владимировиче со служением Отечеству.

Перефразируя ставшие крылатыми слова из советского фильма, он мог бы сказать про себя: «Есть такая профессия – Родину защищать и человеческие души врачевать». Эта миссия оказывается неразделимой. И выполнимой. Михаил Владимирович служил в отделе Московского патриархата по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями, восстанавливает церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при бывших казармах сапёрного батальона, главный храм Воздушно-Десантных войск России, стал его настоятелем.

Бойцы и командиры ВДВ, чей девиз «Никто, кроме нас!» – особенная паства. Евангельское непротивление злу насилием, готовность подставить левую щёку, если тебя ударили по правой – не про них.

Но не раз и не два отец Михаил повторял своим прихожанам, которые, входя в храм, снимали синие береты, заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Вот это десантники понимали и принимали. Однако слов, даже Божественной природы, мало для того, чтобы солдат или офицер положил на поле боя «душу свою за друзей своих». Это как если бы командир, крикнувший «Вперёд! В атаку!», остался сидеть в окопе.

А времена наступали такие, что в окопах могли отсиживаться только люди малодушные и себялюбивые. Полыхали локальными, но от этого не менее жестокими войнами, Косово, Босния, Абхазия, Южная Осетия, Средняя Азия, Северный Кавказ, Сирия. Русский солдат уничтожал терроризм оружием, русский священник исцелял людей и землю крестом. Михаил не боялся запачкаться, ездил на броне БТР, ел из солдатского котелка. Учил бойцов молиться и воевать. В этом состоял, я бы сказал, диалектический пацифизм «батюшки ВДВ»: не убивать на войне, а жертвовать собой, очищая землю от нечисти. Эти слова часто слышали его «прихожане» на передовой.

Он не любил церковных формальностей, когда обрядовая сторона веры подменяет духовную. Однажды, во время второй чеченской войны, окрестил шестерых ребят... минеральной водой. Святой на передовой попросту не было. И бойцы пошли в бой. И вернулись живыми. А всего в одной только Чечне отец Михаил окрестил более трёх тысяч солдат.

 

Пацифист с кулаками

 

Он любил шутить, иногда слишком вольно, на грани церковного порицания. В десантники попали – гордитесь, – говорил, – а не попали – так и слава Богу, возрадуйтесь.

По поводу девчонок не переживайте – у каждого десантника их полно, ноне у каждой девчонки есть десантник. Порой высказывания отца Михаила принимали, скажем так, неоднозначный и даже рискованный характер. Например, о том, что русским женщинам надо воздержаться от абортов и рожать побольше детей, чтобы было кому защищать и погибать за Родину. Эти слова возмутили некоторые женские организации в России. Продолжая вести с ними заочную полемику, которую начал Михаил Владимирович, хочется спросить: а возможно ли иначе? Как быть, если – вспомним Окуджаву – над нашей Родиною дым? Если невинные детские души улетают на небо, а тела трёхлетних ребятишек, разорванные «Хаймерсами» или «Тремя семёрками» ложатся в землю на Аллее Ангелов в российском городе Донецке? Если на нас ополчился весь коллективный Запад, поклявшийся стереть Россию с лица Земли?

Пацифизм отца Михаила состоял как раз в том, чтобы не допустить этого. Не допустить тысяч, а может быть, миллионов смертей. Не допустить дьявольского плана Запада уничтожения нашей Родины.

Пацифизм, к сожалению, не бывает бескровным. Он требует жертв. Народная мудрость учит: в семье должно быть четыре сына. Одному суждено погибнуть на войне за свою страну, другому уйти в монастырь, третьему жениться и продолжить род, четвёртому взять заботу о родителях. Насчёт монастыря – вопрос спорный, но остальные жизненные цели определены точно.

Михаил Владимирович хорошо это понимал. И проповедовал своей пастве такие простые истины.

 

Чудо о парашюте

 

За свою жизнь десантник-протоиерей совершил свыше 300 прыжков с парашютом. Однажды купол над ним не раскрылся. Стремглав падая вниз, Михаил мысленно осенил себя крестным знамением и... уцелел. Закрученные стропы парашюта начали расплетаться, он раскрылся на треть и жёстко опустился на землю.

Господь спас Михаила Владимировича, допустив компрессионный перелом позвоночника. Любой другой с такой травмой оставил бы церковную службу и окормление десантников, но Михаил не сдался и... окрестил немало солдат, которые, узнав про чудо с парашютом, уверовали в бога. Его тяжёлое ранение привело бойцов к вере. В другой раз окоп, где хоронились от украинского артобстрела наши ребята, подвергся массированной атаке из РСЗО. В том же окопе находился протоиерей отец Михаил. Он принял исповедь бойцов и велел молиться. Обошлось.

В это трудно поверить, но протоиерей – человек такой же мирной профессии, как врач или учитель, вынес с поля боя большое количество раненых солдат и офицеров. Никто не считал, но в армейской среде говорят о 1500 человек. В это трудно поверить, но и боевое братство приписывать не будет.

6 ноября 2022 года отца Михаила не стало. Он погиб как воин Христов и как защитник Отечества. Сотни людей в форме и без неё пришли проститься со своим пастырем.

У Михаила Владимировича осталось шестеро детей. Ему было присвоено звание Героя России и награда – орден Славы и чести первой степени посмертно. В главном кафедральном соборе страны – храме Христа Спасителя – Святейший Патриарх Кирилл совершил чин отпевания «батюшки ВДВ».

Я убеждён, что настало время увековечить память нашего героя-земляка в Ненецком округе, с которым он был неразрывно связан узами дружбы и любви – человеческой и христианской. Думаю, будет правильно, если мы установим мемориальную доску на фасаде школы в посёлке Искателей, где провёл, наверное, самые лучшие свои годы Михаил Владимирович Васильев.

 

Справка «НВ»

Проект инициирован региональным отделением партии «Единая Россия». Его цель – рассказывать о жителях нашего округа, которые получили высокие награды за проявленные мужество и героизм во время войны.