Воспоминания врачей об учёбе в медицинских вузах.
Интенсивная учебная программа, бессонные ночи и… Что ещё было у абитуриентов медуниверситета?
Студенческие годы врача-педиатра Елены Горелик прошли в Архангельске, в Северном государственном медицинском университете:
– Студенчество оставило в памяти светлые, яркие и радостные воспоминания. Первый курс прошёл для меня особенно сложно. Новая среда, новые предметы и огромный объём знаний. Постоянно учили, даже на выходных.
Несмотря на столь интенсивную учебную программу, девушка находила время на спорт. В последние два года Елена увлеклась баскетболом, а в СГМУ стала капитаном женской сборной. Тренеры команды долгое время менялись. Но после назначения на эту должность Ирины Сергеевой спортсменки стали занимать призовые места на соревнованиях.
– Как сейчас помню игру, где нашими главными соперниками стали девчонки со спортивного факультета Поморского государственного университета. Всю игру счёт был равным, но всё-таки соперникам выносливости не занимать, и уже в конце последней четверти они вырвали у нас победу, – с ностальгической улыбкой рассказала врач. – Дружба между девчонками сборной пережила проверку временем – мы до сих пор общаемся, и я сильно дорожу этими моментами.
Студенческие годы в медицинском подарили будущему педиатру не только тёплые воспоминания, но и людей – однокурсники, одногруппники, ребята с других курсов – дружат и общаются до сих пор. Так, с подругой и будущей крёстной старшей дочери Елена Анатольевна познакомилась на встрече с арендодателем квартиры ещё на первом курсе. Шесть лет совместной жизни и зубрёжки переросли в крепкую дружбу.
– С будущим мужем я вообще впервые заговорила на четвёртом курсе по пути на практику в больницу (Анатолий Горелик работает заместителем главного врача Ненецкой окружной больницы. – Прим. авт.). Мы были уже знакомы благодаря баскетболу, но до этого ни разу не общались. Небольшой разговор на Троицком проспекте перерос в романтическую историю, закончившуюся бракосочетанием. На тот момент он уже окончил медицинский и работал по специальности, но затем ему предложили должность в Нарьян-Маре. Четыре года (три последних курса и интернатуру) общались и любили друг друга на расстоянии, – улыбнулась собеседница. – В интернатуре уже понимала, что отправлюсь лечить детей в НАО.
Их союз живое подтверждение тому, что любовь на расстоянии возможна.
Семейное призвание
За плечами неонатолога Елизаветы Рудницкой 30 лет стажа в родильном отделении окружной больницы. Свой путь в качестве медика она начала в Ленинградском педиатрическом медицинском институте, где училась вдохновившая её тётя по материнской линии Екатерина Александровна Платова. По стопам Елизаветы Адольфовны пошёл и её сын Владимир, окончивший вуз в 2021 году. Теперь он работает реаниматологом-анестезиологом в Онкологическом центре имени Н.П. Напалкова.
– Студенческие годы вспоминаю как самые лучшие в моей жизни. Университет находится в самом красивом городе: исторические корпуса, закрытая территория, уютные аудитории, анатомичка, прославленный профессорский состав. До сих пор вспоминаю лекции Игоря Михайловича Воронцова, Альберта Вазгеновича Папаяна, Веры Ивановны Калиничевой и многих знаменитых профессоров ЛПМИ, – рассказывает неонатолог. – На занятия мы ходили в белых халатах и накрахмаленных колпаках. Писали лекции, перечитывали, давали друг другу переписывать. Аудитории всегда полные. Прогуливать было нельзя. Каждый прогул – это отработка.
Одно из ярких событий первого курса – сбор моркови в совхозе «Бугры»:
– Потом дружно догоняли программу. Помню, что в анатомичке все подолгу сидели, учили название костей, мышц. Сдать с первого раза получалось у немногих. Очень нравилось изучать гистологические препараты под микроскопом, проводить опыты на биохимии, физиологию на подопытных мышах и лягушках. Латынь была нужна везде: на ней писали и даже пели студенческий гимн. А потом пошли клинические дисциплины. Мне казалось, что нет ничего интереснее психиатрии, я входила в студенческое научное общество и даже писала работу по этой дисциплине.
В субординатуре Елизавета Адольфовна выбрала специализацию по реанимации – анестезиология с курсами иглорефлексотерапии на кафедре Владимира Ильича Гордеева. А первичную специализацию по неонатологии также проходила в родном университете под руководством Николая Павловича Шабалова.
– Все годы студенчества жила в общежитии. Жили дружно, вместе занимались в учебной комнате, в читательском зале библиотеки, посещали выставки, ходили в театры и сохранили дружбу до сегодняшнего дня: часто переписываемся и встречаемся. Нашей альма-матер 7 января исполнилось 99 лет, и мы дружно ждём его столетия, чтобы встретиться и отпраздновать этот день, – поделилась планами Елизавета Рудницкая.
За рвение к учёбе
Студенческие годы врача-педиатра Натальи Рождественской пришлись на непростой период нашей страны.
– Дефолт и пустые полки в магазинах. В одночасье фарцовщики стали бизнесменами, так сказать, произошла легализация частного бизнеса. Времена были не сытые, но интересные, – начала рассказ Наталья Александровна. – Профессия педиатра требует больших познаний и трудов. Учёба начиналась рано, в 8 утра.
Теоретические занятия и лекции проводились в главном корпусе СГМУ и здании патологоанатомического корпуса областной больницы Архангельска. Практические занятия проходили на клинических базах в больницах и поликлиниках города.
– Мне повезло, я училась у именитых профессоров. Нас учили быть настоящими врачами, позволяя работать с пациентами, – продолжила она. – Педиатры изучали не только пропедевтику и заболевания детей.
Благодаря этому будущий врач-педиатр смогла воочию увидеть и изучить много редких заболеваний:
– Например, в реанимации – маленького пациента с синдромом Кавасаки, в инфекционном отделении – 8-летнего мальчика с парвовирусной инфекцией, молниеносную форму менингококковой инфекции у годовалого малыша. К сожалению, в последнем случае всё закончилось очень быстро и печально.
Купить в то время что-то было сложно. Одежду и халаты для занятий студенты шили сами.
– Мне тогда повезло, мама – торговый работник, дома было две швейных машинки и много отрезов ткани. Хирургический халат для занятий сшила себе, не представляя, как он должен выглядеть, – рассказала педиатр о непростых временах студентов-медиков.
Образовательная программа включала множество направлений. В том числе изучали санитарно-эпидемиологическую науку у главного санитарного врача Архангельска – Сосновского.
– Знакомились с особенностями проведения противоэпидемических мероприятий по особо опасным инфекциям. А чтобы не загружать нас одной теорией, нам предложили облачиться в противочумные костюмы, –
продолжила героиня нашего материала. – Много учились. Занятия заканчивались около 17 часов. Вечер и часть ночи я грызла гранит медицинской науки. Несколько часов сна. Подъём в 6 утра, чтобы успеть на учёбу.
Наталье Рождественской нравилось заниматься ещё и научной деятельностью. Она написала работу по генной инженерии:
– В детском отделении медицинского центра им. Семашко с одногруппницей занимались работой по особенностям детской психологии под руководством сотрудника кафедры пропедевтики детских болезней СГМУ Юлии Сергеевны Джос. Работала с неонатологами. Было интересно поучаствовать в апробации такого препарата, как детский анаферон во втором инфекционном отделении детской областной клинической больницы, где работала в ординатуре. Трудилась над архивными документами…
За рвение к знаниям педагог по топографической хирургии Альберт Яковлевич Журавлёв вручил тогда ещё студентке двухтомник по детской кардиологии со своим автографом.
– Эх, как мной гордился мой папа! Его дочери сам профессор подарил очень ценные книги! Это было на четвёртом или пятом курсе. Конечно, отдыхали, дружили, влюблялись… В моей группе почти все были из других городов (я из Северодвинска) и других поселений области. На праздники и каникулы старались уехать домой, поэтому группой отмечали и праздновали обычно в учебные дни после занятий, – подытожила Наталья Александровна.
Знаете ли вы, что...
Лидерство среди медицинских вузов России удерживает Первый МГМУ им. Сеченова. Старейший, крупнейший и ведущий отечественный медицинский вуз является правопреемником медицинского факультета Императорского Московского университета (ИМУ), учреждённого 25 января 1755 г.
Высочайшим указом российской императрицы Елизаветы Петровны. Занятия на медицинском факультете ИМУ начались 3 года спустя, в 1758 г., о чём свидетельствует «Реестр публичных лекций, которые в Императорском Московском университете Августа с 13 дня 1758 года продолжаться имеют».