Вы здесь

Вспоминайте иногда вашего студента

К вкусным соревнованиям студенты готовятся всем училищем / Фото Александры Берг

Этот номер не совсем обычный. Его герои – выпускники разных лет и нынешние студенты. Что ж, поехали, ни пуха ни пера!

Корреспонденты «НВ» побывали в мастерских Ненецкого профессионального училища, Ненецкого аграрно-экономического техникума и Нарьян-Марского социально-гуманитарного колледжа и пообщались со студентами.

Ещё несколько лет назад фраза «он ушёл после 9-го» произносилась с некоторой улыбкой. Все гнались за высшим образованием, именно оно сулило успешное будущее. Сегодня конкурс в средние специальные учебные заведения порой выше, чем в некоторые вузы. Вчерашние школьники уверены: трудолюбие и реальные навыки – вот путь к успеху!

 

Со вкусом Осетии

 

Максим Липатов – третьекурсник направления «повар-кондитер» Ненецкого профессионального училища. Молодой человек умело обращается с тестом: за полчаса липкая белая масса превращается в румяный осетинский пирог.

– После 9-го класса выбирал, что мне по душе. Решил, что поварское искусство – направление, в котором хочу развиваться. Моя мама очень вкусно готовит, хотя и не связана с этой профессией, – улыбается Максим.

Осетинские пироги – новая компетенция чемпионата «Профессионалы» в НАО. К вкусным соревнованиям студенты готовятся всем училищем. Пока одни оттачивают мастерство приготовления, другие изготавливают чапельники для сковородок и вырезают дощечки для пирогов.

Мастер производственного обучения Светлана Чупрова отмечает: компетенция открылась в округе лишь в прошлом году. Однако победительница регионального этапа состязаний уже успела побывать на «Профессио­налах» в Осетии. Теперь об этом мечтают и остальные:

– Ребята работают с удовольствием! Региональный компонент Республики Осетия нам интересен. Там готовить это блюдо умеют все хозяюшки, а для нас это что-то новое. На чемпионате в этой компетенции оценивают и толщину теста, и размер пирога, и другие аспекты. Сейчас мы всё это учитываем. «Профессионалы» состоятся уже в марте. Благодарю департамент образования и администрацию училища за поддержку и обустройство мастерских.

Студентка Анна Защихина особенно любит работать в пекарском цехе, новые блюда пробует с вдохновением:

– У осетинских пирогов очень необычная начинка. Например, капуста и сыр, картошка и сыр. С нашей привычной кухней мы бы такого не готовили. Также в заданиях компетенции – мясной и открытый сдобный пироги.

 

Требования – высокие

 

Учат поваров и в Ненецком аграрно-экономическом техникуме. Студентка Елена Ледкова отмечает, уже на первом курсе познакомилась с работой на кухне и даже успела пройти производственную практику:

– Моя практика проходила в одном из кафе с японской кухней. Я не готовила, лишь помогала поварам: чистила овощи, пассировала. Но было интересно посмотреть, как устроено производство изнутри.

Сейчас повара готовят куриный суп с лапшой и суп-пюре из шпината. Всю работу – от чистки картошки до приготовления лапши – выполняют самостоятельно.

– Ребята разделены на подгруппы, в каждой есть шеф, ответственный за ведение работ. Он распределяет задачи. Помимо готовки мы также организуем подачу в соответствии с демонстрационным экзаменом. Во время практической работы изучаем требования к блюду, пробуем приготовленное сами, оцениваем, того ли результата достигли. Также приглашаем коллег попробовать, ведь сторонняя оценка тоже интересна. На экзамене нашими экспертами становятся сотрудники предприятий, будущие работодатели, – поясняет преподаватель технических дисциплин Наталья Кощеева.

Карина Винукан – дважды студент. Наравне со средним образованием девушка получает высшее: учится и на повара, и заочно на специалиста по рекламе и связям с общественностью.

– В НАЭТ я поступила больше для себя: люблю готовить, нравится печь торты. Мама была поваром, тётя работала в этой сфере, вот и меня затянуло. Довольно сложно совмещать учёбу в двух местах, но если постараться, то всё получится. Благодаря учёбе в техникуме, я поняла, насколько тяжёлый труд повара: приходится рано вставать, целый день быть на ногах и готовить, – делится Карина.

 

От ИИ до полезных приложений

 

Пока у одних закипает бульон в кастрюле, у других – голова от элементов высшей математики. Одно из самых востребованных направлений обучения – айти-специалисты.

Вячеслав Муратов учится на втором курсе направления «информационные технологии и программирование» в Ненецком аграрно-экономическом техникуме. Особенно любит пары, связанные с профильными дисциплинами.

– В будущем хотел бы изучить языки программирования, такие как С++, а также углубиться в искусственный интеллект. Мне кажется, это очень сложная и интересная сфера. Мечтаю когда-нибудь написать свой ИИ по типу человека, но с другим ходом мышления, – делится Вячеслав.

Свободное время молодой человек посвящает программированию. Участвовал в хакатоне «Заполярный прорыв» и других конкурсах.

– До того, как поступил в техникум, не изучал веб-программирование. Но оно оказалось довольно интересным, развивающим воображение, – отмечает студент.

Ратмир Яшковцев с улыбкой вспоминает, как впервые столк­нулся со сферой айти. Папа печатал непонятный код, а на вопрос сына: «Что это?», ответил: «Повзрослеешь – поймёшь».

– С детства тянуло к компьютерам. Когда мне было 13 лет, попытался написать игру, похожую на змейку. Но допустил ошибки, ничего не вышло. Мне нравится то, чему учусь. В будущем хотел бы сделать полезное приложение, которое будет помогать людям в больнице или учить финансовой грамотности. А вообще, нравится системное программирование, люблю решать поставленные задачи, – говорит Ратмир.

Преподаватель техникума Оксана Кудляк поясняет: на второй курсе у айтишников большое количество часов отведено математическим дисциплинам. Студенты изучают дискретную математику, численные методы, элементы высшей математики, математическое моделирование и многое другое. Эти знания нужны для программирования.

– Освоить программирование с нуля можно, но должны быть базовые знания математики. Если есть желание, глаза горят и есть цель – всё получится. Ребята осознанные, понимают, что заниматься нужно много. На курсе изучают операционные среды, алгоритмизацию и программирование, архитектуру компьютера – собирают системные блоки, устанавливают ПО. Студенты успешно участвуют в демонстрационном экзамене, показывая отличные результаты в веб-программировании, – объясняет Оксана Кудляк.

 

Такие разные айтишники

 

Совсем другое IT-направление осваивают в Нарьян-Марском социально-гуманитарном колледже. Здесь студенты учатся по направлению «сетевое и системное администрирование».

Как поясняет педагог Григорий Жданов, студенты настраи­вают операционные системы (ОС), сетевые протоколы, промежуточное сетевое оборудование:

– Функции системного администратора могут быть разно­образными, но основная его цель – это поддержка нормальной работы сети и программной инфраструктуры на предприятии. Для достижения цели системный администратор конфигурирует программное обеспечение, следит за его обновлением, планирует ресурсы, консультирует конечных пользователей, автоматизирует информационные процессы, следит за исправностью оборудования.

Студенты колледжа считают направление актуальным и перспективным. Руслан Устинкин – студент 4-го курса, уже начал работать по специальности:

– Во время настройки аппаратуры работаем руками, но при этом голова работает всегда. Начали подготовку к демонстрационному экзамену, оттачиваем нужные навыки на парах. Также впереди диплом, он будет связан с настройкой разделяемых ресурсов в сети.

Несмотря на то, какую специальность осваивают студенты, каждый отмечает: среднее специальное образование даёт возможность погрузиться в профессию, узнать её изнутри. Практические знания, участие в чемпионатах, опыт работы на предприятиях… Колледж, техникум и училище готовят настоящих профессионалов. Главное – усердие самих студентов.