Окружная газета уже сообщала о научной экспедиции, организованной Музеем истории и культуры Пустозерска. Исследовать культурный слой ушедших столетий отправились не только непосредственно археологи, но и студенты-культурологи Северного (Арктического) Федерального университета, а также молодые волонтеры из Нарьян-Мара.
Дневник по практике
В палаточном лагере на берегу Пустозерска побывал корреспондент «НВ». Наш катер радостно встречают – на нем доставлена коробка с заказанными накануне «вкусняшками». Они как раз кстати – завтра у студентов прощальный ужин, двухнедельная практика подходит к концу. Молодой человек с массивной серьгой в ухе, которого я вначале принимаю за одного из студентов, на руководителя практики и уж тем более на университетского преподавателя культурологии совсем не похож, однако это он и есть: Антон Полуэктов. В Пустозерске впервые, но подобные экспедиции для него не в новинку.
– Это часть моей работы, – улыбается Антон Андреевич. – Был, например, в Карелии. Но студенты-культурологи первый раз выехали на такую практику, где две недели нужно жить в палатках и работать в раскопе, обычно это удел историков, а для нашей кафедры – первый опыт.
Шестеро ребят, которых вы здесь видите – весь третий курс, набор сейчас небольшой. На следующий год, надеюсь, удастся приехать сюда со следующим курсом. Это уникальная археологическая практика, когда студенты ищут артефакты, а потом уже изучают, чтобы связать с духовной культурой, очень интересный опыт.
Мы здесь нашли немало любопытных вещей. Но главное не это, а то, что пока студенты пытаются пробиться сквозь многолетнюю мерзлоту, они что-то начинают понимать. Я на это надеюсь.
…Одними раскопками учебный процесс, однако, не ограничивается. Даже в условиях палаточного лагеря студенты слушают лекции и сами выступают с докладами. Каждый вечер после ужина все собираются на открытый лекторий. Для того чтобы услышанное осталось в памяти надолго, атмосфера идеальная: чистый воздух, заповедная тишина, интернет, опять же, не отвлекает. Вообще, покрытие сотовой связью здесь в принципе есть, но лишь временами и местами, и много времени остается на полезную практическую деятельность. Кроме лекций, для студентов и волонтеров регулярно проводятся тематические экскурсии, рассказала начальник отдела истории, природы, экспозиционно-выставочной и экскурсионно-туристической деятельности Пустозерского музея Евгения Колесникова:
– Мы проводили обследование антропогенного воздействия на близлежащую территорию, ездили в Устье, собирали устные истории, фотографировали памятники на устьянском кладбище, приводили в порядок трапезную старообрядческой общины, проделали большую работу. В сентябре будем проводить День Пустозерска, и к этому времени должны быть готовы туристические маршруты.
Удивительно, но при таком темпе жизни у молодежи остается время и для активного отдыха. Тем более, что нашлись желающие в этом помочь. На днях из Нарьян-Мара приехали сотрудники Центра поддержки молодежных инициатив и устроили соревнования по игре в популярный у молодежи «лазертаг».
В выборе профессии третьекурсницей Настей Личутиной главную роль сыграл гуманитарный склад ума:
– Так получилось, что мне не нравятся ни математика, ни химия, ни другие точные науки. А в программе курса культурологии их как раз и нет. Стала учиться и поняла, что мне все это интересно. Родители? Нет, не боялись отпускать в экспедицию, я им ни про каких идолов или духов не говорила. Они знают, что я поехала на две недели пожить в палатке в заброшенном городе. Говорят, что тут медведи есть, на той стороне. Но мы их не видели. Из животных мы вообще видели только птиц…
– И комаров! И мошек! – эмоционально добавляет однокурсница Насти Ксения Тихонова.
Песня «страны полуночей»
Не знаю, как на комаров, медведей или мошек, а вот на проголодавшегося журналиста запах полевой кухни подействовал завораживающе. Главный кашевар экспедиции – нарьян-марский волонтер, и, ко всеобщему огромному счастью, повар пятого разряда Кирилл Торопов.
– Он нас чем только не балует, не только первое и второе, но и салатики готовит, – признательны Кириллу участники экспедиции.
Повар скромно улыбается. Как мне уже рассказали, он обеспечивает исследователей не только вкусной пищей телес-ной, но не чужд и духовности. К закрытию студенческого лагеря Кирилл написал песню о Пустозерске. Услышав о премьере песни, участники раскопок подтягиваются к костру. Ветер подхватывает тихий перебор, и летит над древним городищем:
Стелется туман по водной глади, поглощая берега,
Будто бы с небес на землю в гости опустились облака,
Кресты , вдали стоящие, внушают и тревогу и покой,
В страну полуночей, в наш пустозерский край приехали с тобой.
Спи, мой друг, я послежу за костром,
Спи, мой друг, я послежу за костром...
Кирилл поет негромко, но песня далеко слышна в заповедной тишине. И все мы как будто сливаемся с древностью, не помня о времени, и сердца открываются для самого лучшего. Это срабатывает генетическая память. В конце концов, так было в тундре во все времена: дымок костра, достигающий чистого неба, умножает магию доброй, искренней песни.
И никаких горшков с золотом
Перерыв на обед окончен, и все отправляются на раскоп. В дороге меня сопровождает этнограф, путешественник Александр Засекин. Мы с ним познакомились еще в Нарьян-Маре, когда экспедиция только готовилась отправиться в Пустозерск. В тот вечер я обратила внимание, как человек в походной экипировке и с хорошей фотокамерой остановился у здания редакции «НВ». Когда журналистский инстинкт заставил меня подойти для знакомства, он и рассказал мне о предстоящем участии в поездке.
Встретив знакомого в Пустозерске, поинтересовалась впечатлениями.
– Есть находки, но хотелось бы больше, мы, наверное, разбалованы находками на Мангазее, – рассказал Александр Засекин. – Природа, на мой взгляд, однообразна, но это не значит, что она неинтересная. Идешь, такие разные цветы, озерки, постоянно какие-то ветра гуляют – есть свое разнообразие. Нисколько не жалею, что оказался в этих краях. Я не археолог, но так получилось, что жизнь свела с участниками этой экспедиции. Для меня это такой своеобразный способ узнавать мир, открывать для себя новые места.
Раз я путешествую по России, то меня интересует пейзаж, люди в том числе, если попадаются обычаи любопытные, тоже здорово. Мне очень понравился Нарьян-Мар. Все северные города делятся на ухоженные и не очень. Ваш город – ухоженный, он показался мне приветливым. А вот люди – не настолько приветливы. Думаю, это специфика маленького города, где все друг друга знают и к чужим относятся настороженно. Нет, враждебности, конечно, не было, скорее, люди тут сдержанные.
Печора – красивая река. Мы, конечно, видели ее «одним глазом», но то, что видели, – понравилось.
Раскоп представляет собой большую прямоугольную яму. Запах сразу дает понять, что, скорее всего, в какой-то из эпох тут был большой хлев. Именно это обстоятельство дает благотворную для сохранности артефактов среду: навоз и мерзлота прекрасно сохраняют дерево, ткань и фрагменты кожаных изделий.
На моих глазах из вязкой, словно пластилиновой, поверхности извлекают малосимпатичный, на мой взгляд, предмет. Однако для археологов это ценнейший артефакт – фрагмент кожаной обуви. Это для обывателя клад – горшок с золотом, а драгоценные предметы старины – какие-нибудь банальные золотые украшения.
Ученый же как открытую книгу читает малопонятные палочки, черепки и еще кусочки чего-то. Так, археолог-эксперт ООО «Северная археология» Светлана Юрьевна Пархимович сразу определила найденную деревянную палочку как кисть для белил и сурьмы, с помощью которой пустозерские красавицы наводили неземную красоту. А описанная мною находка рассказала ученым, что красавицы эти не только макияжем пользовались, но и носили вполне приличную кожаную обувь на деревянных каблуках, подбитых гвоздиками.
Кусочек такого каблука тоже был найден. Это я узнаю из журнала, где подробно описаны все находки. Однако, как поясняет один из участников экспедиции, как раз и заносивший записи в журнал, ученые весьма ревниво относятся к своим находкам и открытиям, поэтому листать, а тем более фотографировать опись не стоит.
Домой нас манят облака
Возвращаюсь в лагерь – пора в обратный путь. У костра волонтер из числа студентов социально-гуманитарного колледжа, будущий программист Максим Мохнаткин что-то вырезает из деревянной заготовки. Выходит похоже на маленькое весло. Оказывается, Максим решил сделать экологически чистый половник, чтобы Кириллу легче было перемешивать еду в глубоком котелке. Сам повар хлопочет на кухне с помощниками-дежурными: на ужин сегодня будет овощное рагу, так что работы хватает. Да и на праздничный ужин в честь закрытия смены тоже надо кое-что приготовить. И песню как следует разучить. Только что написал, слова то и дело путаются...
Уйдет туман, придет рассвет, и Виселичный мыс покажет лик,
И солнца луч, от волн играя, незамысловатый бросит блик.
Проснешься ты, и нас с тобой домой опять поманят облака,
Но через год сюда вернемся снова мы, конечно, а пока
Спи, мой друг, я послежу за костром,
Спи, мой друг, я послежу за костром.
Мы отплываем от берегов Пустозерска, катер вновь везет коробку: только теперь в ней – ничего вкусного. Надпись на картоне гласит: «Пустозерск. Кости. 2015». Эти находки отправляются в Нарьян-Мар для обработки и изучения. Потом они пополнят фонды музея. По дороге мы навестим еще одну группу исследователей: у археологов кончились рис и сладости. Об этой встрече – в следующих номерах «НВ».