Вы здесь

Как не потерять?

Сегодня часто обсуждают тему экологии, и я тоже решил порассуждать на эту тему, основываясь на собственных воспоминаниях.

О беззубке и миноге

С 1932 по 1939 год наша семья жила в Великовисочном. Мы с папой выезжали на берег Печоры и жили там целое лето. Все берега были тогда расчерчены мелкими ракушками типа беззубки. Такие ракушки я находил в желудках сигов. В эти же годы в реке Виске было много взрослой беззубки, которую я ловил, чтобы найти перламутр. Богата была река и на миногу, я ведрами ловил ее и носил в местные озера в надежде, что размножится.

Когда я приехал в Великовисочное в 1964 году, то удивился, что бороздки ракушек почти исчезли, а сейчас их совсем нет. Возможно, с появлением большого количества водного транспорта с выхлопом отработанных газов в воду, сильно изменился состав воды, и эти чувствительные существа не смогли выжить.

Эти изменения идут и сейчас. По всей Печоре днем и ночью курсируют моторные лодки. Я и то сжигаю за лето не менее 300 литров бензина. У меня четырехтактный мотор, а на большинстве лодок двухтактные двигатели, там на каждые 100 литров бензина в воду выбрасывается еще, как минимум, два с половиной литра масла, которое не растворяется в воде, а оседает на берегах Печоры или в губе.

Меня очень беспокоит, что многие виды рыб и речных животных, таких как миноги и беззубка, исчезнут, и потомки не увидят той фауны, которой пользуемся мы. Что же делать? Конечно, на парусах и веслах сейчас никто не пойдет. Но нужно пропагандировать, чтобы покупали для езды по Печоре четырехтактные двигатели, чтобы сократить сбросы отработанного масла. Но этим проблему не решить. Читал, что существуют реа-генты, которые нейтрализуют яды, выбрасываемые транспортными средствами в воду. Возможно, стоит договариваться с Коми по их введению в воду.

О куропатке и пунушках

Куропатки всегда в округе было много, весной все ивняки были засижены птицей вблизи деревень и даже вокруг города. Куропатка составляла существенную статью доходов, особенно сельского населения. Я работал в школе и то умуд-рялся обеспечивать семью этой деликатесной птицей и даже сдавать излишки государству.

Разбирая как-то свои архивы, наткнулся на почетную грамоту: «Награждается Самойлов Василий Петрович, охотник с. Великовисочного, по итогам окружного конкурса по добыче и сдаче потребительской кооперации белой куропатки в охотсезон 1981 года».

В тот год я, как всегда, занимался ловом просто в удовольствие и сдал около 1000 штук. На январь 1982 года заготконтора приняла от охотников 59329 штук куропатки. А сейчас где она? В 2006 – 2007 годах специально ловил куропатку на островах в пойме реки Печоры, принес домой 17 штук, и это за два сезона.

Практически исчезла и пунушка. Многие катастрофу с куропаткой объясняют тем, что штормами осенью куропатку унесло в море, и она погибла. Но раньше в некоторые годы ее тоже уносило в море, но популяция восстанавливалась.

А пунушка где? Ее-то в море не унесет.

Погибли птицы после разлива нефти, которая стекла в Колву и другие мелкие речушки. Весной, после разлива нефти, прибрежные ивняки по Виске, как по линеечке, были расчерчены черными полосами. Это повторилось и на второй год. Нефть осела на пойменных заливных кустарниках, почками которых питается куропатка.

Можно ли восстановить стадо куропатки? Был бы рад, но сом-неваюсь. Пусть маленькие, но все еще наблюдаются утечки нефти. Это во-первых, а во-вторых – у куропатки расплодились новые враги – песец, лисица и горностай. Они разоряют куропачьи гнезда, пожирают выводки, и этих зверей не станет меньше, пока не найдем рынок сбыта и не начнем приемку пушнины.

Судите сами, в 1982 году только белых песцов зверопромхозом было принято 3200 шкурок, а сколько шкурок охотники сумели продать дороже приемной цены?

Теперь смотрите – куропатка высиживает в среднем 8 яичек (слыхал, что бывает и до 18). Если песец разорит только одно гнездо, то погибнет (3200 х 8) 25600 штук, а он полакомится яичками не с одного гнезда. Кроме того, разоряют гнезда и питаются цыплятами и другие хищники.

О семге

В 1932 году мой отец с учениками школы в середине июля выехал в Болванскую губу, выколотил шестак и навесил сети. Представляете, за первую ночь попало более 700 хвостов семги, а за вторую – более 600! Была заполнена вся тара и соленой семгой загрузили карбас. Сегодня такой улов и не представить.

Для воспроизводства стада обязательно нужен рыборазводный завод. И, мне кажется, нужно снова ставить перекрытие, но с очень большими ящиками-накопителями, чтобы стадо выпускать через 3-4 дня. Перед выпуском метить отдельные экземп-ляры и, используя локаторы, провожать выпущенное стадо до нерестилища. Иначе перекрытие бесполезно. Я наблюдал и убедился, что до района Виски стадо идет компактно и растягивается по времени только на 15 – 20 минут. Значит и дальше стадо не сильно растянется.

В 1987 году, в начале августа, я на яхте плавал до Усть-Цильмы, обратно возвращался ночью. Начиная от Сергеево- Щельи, около Усть-Цильмы, и почти до границы с округом через километр или полтора встречали людей, которые плыли с неводами. Как сохранить в этом беспределе стадо?

В этом году мой знакомый несколько раз плавал на катере с баржой до Щельяюра, говорит, что вся река «перегорожена».

О белой рыбе

Чтобы сохранить белую рыбу, нужно интенсивно налаживать отлов серой, а сейчас ее не принимают. Особенно во время нереста много поедает икры ерш, он буквально преследует стада ряпушки, хотя держится у дна. Его сейчас совершенно не вылавливают, нет тягловых неводов с частой ячеей и частоячейных рюж.

Правда, я не знаю, куда его реализовать. Но из него бы вышел после переработки хороший корм. Сайку же скармливали скоту и хороший удой был. Или изготавливать органические удоб-рения, ведь в Японии используют отходы рыбной промышленности на удобрения.

Я как-то в конце сентября вспорол желудки нескольких сорог и ершей, чтобы поинтересоваться, чем они питаются. В желудках вспоротых рыб была икра, чья, не знаю, но скорее всего, пеляди, сига или зельди (ряпушки).

Может не поверите, но в детстве мы с папой ловили зельдей, окидывая неводом идущее юро (зельдь до 1000 штук поднималась к поверхности воды, и косяк «юро», двигаясь, рябил воду). После войны такого явления я не наблюдал.

Василий Петрович Самойлов, краевед

Фото из архива  В.П. Самойлова