Вы здесь

Виктор Зинчук: Лучший гитарист мира? Нет такого!

После товарищеского матча – автограф на память / Фото Александры Берг

Интервью с заслуженным артистом России во время футбольного матча

Напомним, на минувшей неделе в Нарьян-Маре прошёл фестиваль музыки и футбола. По приглашению главы НАО Юрия Бездудного в округ приезжали бронзовые призёры чемпионата Европы по футболу Дмитрий Сычёв и Динияр Билялетдинов и заслуженный артист России Виктор Зинчук.

С Виктором Зинчуком мы пообщались в ДЮЦ «Лидер». Заслуженный артист в футбольной форме ждал начала товарищеской встречи. Буквально полчаса назад приехал из школы №3, где рассказывал про флажолеты, виртуозно играл «Полонез» Огинского, исполнял бахо-моцартовское попурри и много чего ещё. Подробнее о концерте можно прочитать в прошлом выпуске нашей газеты (см. материал «Чем живу – о том играю», № 9 от 30.01.2024 г.).

– Эй, Димка, давай! – Зинчук чуть не подпрыгивает. Дмитрий Сычёв играет с ребятишками, а я, улучив момент, задаю виртуозу вопрос про лучшего гитариста всех времён и народов. Глупее не придумать, но очень уж хотелось услышать конкретные фамилии от мэтра. А тот будто и не смутился.

– Ну нет такого, – как отрезал музыкант и продолжил уже подробнее – разложил по жанрам и всё-таки назвал имена. – Их невозможно рассматривать в отрыве от времени и культуры.

Маэстро вспомнил французского джаз-гитариста Джанго Рейнхардта, основоположника направления джаз-мануш. На вершине музыкального олимпа, по мнению Зинчука, также находится Андрес Сеговия. Считается, что талантливый маркиз является отцом современной академической гитары. Испанский гений Пако де Лусия открыл для нас фламенко.

– Ещё бы я назвал Майка Нопфлера, Гари Мура, – со знанием дела перечисляет композитор, пока Сычёв и Билялетдинов показывают искусство дриблинга. Но всё-таки одного мастера известный аранжировщик выделил особенно – «первый всё равно начал Джимми Хендрикс».

– Человек ведь не просто так известен. Это тот, кто десятилетиями доказывает, что он лучший, записывает не один и не два альбома, – рассуждает музыкант, глядя на площадку. Неутомимые детишки, наконец, отобрали мяч у Сычёва, чему тот ничуть не расстроился.

А ещё мы сошлись во мнении с уважаемым артистом – дело не в том, кто быстрее сыграет. И тут Виктор Иванович прямо-таки разнёс шведского виртуоза Ингви Мальмстина, на секундочку, признанного журналом Time одним из десяти величайших гитаристов мира.

– Его не приглашали никуда, – Зинчук одномоментно попрал весь авторитет шведа. Суть проста – играть нужно музыкально, от души, а не давать пальцами «бешеного стрекотунчика», как Мальмстин, в угоду любителям быстрой, но бездушной игры. Ассоциированный профессор международной академии наук Сан-Марино (а есть у Зинчука и такие регалии) отметил талант Юрия Антонова.

– Антонов и сейчас говорит, что он лучший гитарист, – то ли упрекает в нескромности народного артиста, то ли делает реверанс Зинчук.

Досталось от Виктора и Эл Ди Меоле. Того «по глупости позвал на свой концерт Агутин». Но не учёл Леонид Николаевич одного момента. Американец вставлял свои соло куда ни попадя.

– Му-зы-кальность! Вот, что ценится, умение вписаться, – по слогам произносит артист. В этот момент Билялетдинов забивает. На лице Зинчука радость. Скоро выходить на поле, а мы продолжаем говорить об искусстве.

– Говорят, мало музыки настоящей теперь? – адресую вопрос российскому гитаристу.

– Согласен, – с жаром говорит футболист-музыкант. – Тут недавно Гаркуша давал интервью (Олег Гаркуша – музыкант, шоумен, телеведущий, лидер группы «АукцЫон». – Прим. авт.) и сказал так: сейчас многие обучены петь, а послушать некого. Есть нечто большее, чем поверхностное исполнение.

– А как же разные конкурсы?

– Они ни к чему не ведут. Получается нечто среднее. Музыка должна внутри созреть. Поэтому нет второго Градского, Фредди Меркьюри. Можно как угодно выпевать связками, но не быть музыкальным. Человек, исполняя произведение, играет самого себя, хочет он этого или нет. Один известный режиссёр сказал: меня не интересует, что играет актёр, меня волнует, что он скрывает. Важен внутренний мир. Поэтому высшее музыкальное или актёрское образование предполагает прочтение большого количества литературы, высокий уровень эрудиции. Нейгауз два века назад писал (Генрих Нейгауз – советский пианист, народный артист РСФСР. – Прим. авт.) – из ста пианистов, которые будут играть одно и то же произведение, слушать можно двух. В Италии есть понятие Trasmettere impressioni, что в переводе означает «передавать впечатления». Кому-то это дано, а кому-то нет.

Минут пять мой собеседник восхищался Крайним Севером. Искренне, самозабвенно.

– В какой шикарной школе концерт сегодня был. Когда я учился, у нас такого актового зала не было, – смеётся известный интерпретатор классики. – Чистый белый снег для москвича, который в реагентах по колено, – это фантастика. У меня только на даче в некоторых местах такой есть. Север для себя только открываю, но главное – это искренние, душевные северные люди.

Виктор Зинчук обмолвился, что, конечно, рад будет приехать в Нарьян-Мар ещё не единожды, возможно, уже с другой программой:

– У меня целый год юбилейные концерты (в прошлом году ему исполнилось 65. – Прим. авт.). Недавно был аншлаг в московском Доме музыки, нижегородской филармонии. Предстоит выступление в католическом соборе (20 апреля Виктор Зинчук представит программу в московском Римско-Католическом Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. – Прим. авт.). Там потрясающая акустика, нужно играть классику и степенный репертуар. А вообще я накопил огромное музыкальное богатство и всегда рад поделиться с публикой.

Виктор Иванович, кажется, пора выходить на поле. Динияр и Дмитрий ждут подмоги.

 

 

Немного о музыке

Гитара пленила Виктора своей чарующей выразительностью ещё в детстве. Виктор родился 8 апреля 1958 года в одном из старых районов Москвы. На гитаре он начал играть в 11 лет. Вплоть до 16 лет он играет в школьных ансамблях. Поняв, что гитара является призванием и требует настоящей профессиональной подготовки, в 1976 году Виктор поступает в музыкально-педагогическое училище им. Октябрьской революции, где учится до 1980 года по классу классической гитары и дирижирования оркестром народных инструментов. В это же время (в 1978 году) начинающего гитариста приглашают в Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Ю.В. Силантьева. Уже в 1979 Зинчуку присваивается квалификация «Артист высшей категории».

 

Несколько лет назад во время одного из матчей Виктор получил серьёзную спортивную травму – разрыв крестообразной связки. Он перенёс две операции, в том числе на мениск. После этого пришлось заново учиться ходить.
Но этими травмами музыкант гордится, ибо теперь среди профессиональных футболистов он является своим.