Вы здесь

Чтобы документы лохматыми не были

Архив НАО бережно хранит в своих уникальных фондах тысячи документов

Архив Ненецкого округа имеет уникальную историю, длиною почти в 80 лет. Официально он был создан в 1936 году, хотя еще в 1929-м, чтобы не потерять историю, в регионе был назначен уполномоченный в сфере архивного дела, который и начал формировать документы организаций и предприятий.

В 1940 году Архангельским облисполкомом было принято решение выделить архиву Ненецкого округа отдельное помещение. Но все планы нарушила, начавшаяся вскоре Великая Отечественная война. И вплоть до сорок пятого года это поручение выполнить не удавалось. Руководитель архива тех лет, обеспокоенный таким положением дел, в одном из докладов отмечал:

«От перегонки окружного госархива из помещения в помещение часть архивных документов испортилась и большинство материалов приняли лохматый вид».

Сегодня в окружном архиве полный порядок. Помещений достаточно, документы отреставрированы, каждый из них пронумерован, имеет свой шифр, где указаны номер фонда, номер описи и номер дела.

– Мы продолжаем бережно хранить то, что было собрано коллегами в более ранние годы, – говорит начальник архивного отдела аппарата администрации НАО Татьяна Журавлёва.

Комплектование, хранение, учет и использование документов – эти четыре главные задачи архива были и остаются во все времена.

Все документы сформированы по фондам, всего в архиве сейчас 345 фондов, каждый фонд – это отдельная организация или предприятие.

Когда образовался архив, в штате было два человека, и когда в 2008 году полномочия в сфере архивного дела передали в Архангельскую область, в архиве осталось столько же сотрудников. С 2015 года полномочия в округ вернулись, и в архиве стали трудиться пять человек. Но пять человек работало и в 60-е годы, когда документов было гораздо меньше и запросов не так много.

– Мы сегодня – это и архивный отдел, и орган власти на территории округа в сфере архивного дела. То есть мы сами храним документы и сами себя проверяем. Это, конечно, не совсем правильно, но пока так работаем, – продолжает Татьяна Юрьевна.

В настоящее время архив хранит почти 85 тысяч дел, это не считая научной библиотеки, наблюдательных дел и газеты «Няръяна вындер».

По словам Татьяны Журавлёвой, наша «Няръянка» всегда востребована у народа:

– Часто спрашивают публикации первой половины прошлого века: кто-то пишет историю предприятия, а информации недостаточно и хочется знать, что же писали о предприятии в прошлом. Иногда люди ищут свои награды, пытаются вспомнить дату, и тогда либо мы сами занимаемся поиском, либо гражданин листает подшивки самостоятельно.

Обращаясь в архив, посетитель обязан предъявить паспорт и обозначить цель своего запроса, а также заполнить анкету и предоставить ходатайство от организации, для которой он собирает материал.

Что касается исследователя, то прежде чем прикоснуться к архивным документам, он должен ознакомиться с правилами пользования архивом.

– Копировать документы разрешается, но в каждом деле есть так называемый лист использования. Туда нужно внести информацию о том, что вы эту страницу засняли, – уточняет Татьяна Юрьевна.

По ее словам, в архиве имеются документы под грифом «секретно» и «совершенно секретно». Доступ к ним имеет только начальник и главный консультант архивного отдела.

Работа пыльная и тяжелая, но интересная

Как часто документы поступают в архив? В этом году архивисты приняли более 1 350 дел от 20 организаций. Плюс к этому – просмотрели на предмет сохранности более 10 тысяч дел и при необходимости закартонировали.

Системы регулирования влажности воздуха в хранилище нет, но температурный режим измеряется и отслеживается ежедневно.

Татьяна Журавлёва – заботливая хозяйка, она зорко следит, чтобы ничто не могло причинить документам вред. Несколько лет назад, в результате протечки, часть документов вымокла. Татьяна Юрьевна с коллегами проделала тогда титаническую работу, чтобы не допустить порчу и утрату материалов. Работа архивиста, по ее признанию, пыльная, грязная и физически тяжелая.

– Вот вчера мы с коллегой почти полтонны документов перетаскали на руках, – сетует Татьяна Журавлёва. – Но когда в результате удается помочь людям и они благодарят за труд, никаких усилий не жаль.

Запросов в архиве уйма – то от граждан, то от органов власти, от пенсионных фондов, причем не только нашего округа, но и всей России. В этом году их зарегистрировано уже более четырехсот. Самые распространенные – это подтверждение зарплаты, северного стажа, награды, сведения о землеотводе.

Часто в архив обращаются иногородние или те, кто когда-то жил и работал на Севере. Люди звонят, пишут простые письма и по электронной почте.

Официальный срок исполнения запроса – 30 дней, но окружные архивисты работают гораздо быстрее, исполняют заказы уже на третий-четвертый день.

Кстати, сегодня в век информационных технологий вовсе не обязательно лично приходить в архив, достаточно располагать навыками обращения с компьютером и иметь доступ в интернет.

– С недавних пор граждане имеют возможность подать заявление на предоставление архивной информации в электронной форме через региональный портал государственных муниципальных услуг. Пока эта услуга работает в тестовом режиме, однако уже сейчас она пользуется популярностью. В настоящее время зарегистрировано более 20 обращений, часть из них уже отработана, – рассказал нашему корреспонденту и.о. начальника отдела совершенствования госуслуг управления информатизации и связи аппарата администрации НАО Герман Букин.

Что касается электронного архива, то его у нас в округе пока нет. Но разговоры об этом ведутся, а значит, не за горами и это ноу-хау, ведь есть здесь особые, древние документы, к примеру, конца XIX века, сохранить которые – святая обязанность.

Хранилище тайн

Работая над запросами от граждан, архивисты зачастую натыкаются на интересные документы. Татьяна Журавлёва показывает копию заявления 1933 года, оно написано рукой всем известного и уважаемого ветерана войны Петра Михайловича Спирихина.

– Этот документ я обнаружила, когда надо было найти информацию об истории школы № 2. Дело было совсем худенькое, я решила, что перешью его, и вдруг вижу подпись Петра Михайловича. 1933 год, ему 13 лет от роду, и он просит принять его в фабрично-заводскую семилетку Нарьян-Мара. Он пишет, что уже окончил школу первой ступени и что имеет социальное положение середняка. Вероятно, это было важно в те годы... – размышляет начальник архива.

Однажды по электронной почте Татьяна Журавлёва получила письмо от Ольги Фёдоровны Кисляковой, которая проживает далеко от Нарьян-Мара, с просьбой найти информацию о ее деде.

– У нас оказалось немало архивных документов, касающихся этого человека, она всерьез заинтересовалась своей родословной и в результате даже выпустила книгу. Мы рады, что сумели помочь, – продолжает Татьяна Юрьевна.

Когда на экскурсию в архив собрались студенты Ненецкого аграрно-экономического техникума, начальник архива задумалась, чем же она сможет удивить ребят.

– Я понимала, что им будет интересна история их учебного заведения. И нашла письмо, адресованное ученикам совхозной школы (ныне НАЭТ) от знаменитого исследователя Арктики Отто Юльевича Шмидта. Вероятно, ранее студенты пожаловались ему на плохие условия в общежитии, и в ответ он пишет, что по их поручению «мы занимаемся реорганизацией вашей школы», – рассказывает начальник архива.

Она показывает еще один любопытный документ, в котором некто обращается к известному педагогу Ивану Александровичу Димову, который в 20-е годы обучал самоедов в Тельвисочной школе. Обращение начинается такими словами:

– Благоволите прислать доверенность...

– Или вот еще письмецо, совершенно случайно нашла его в делах окрисполкома, – Татьяна Журавлёва показывает заявление от врача из Нижней Пеши Калининой, написанное в 1942-м.

– Я, не будучи связанная семьей, имеющая хорошее здоровье, вполне могу ехать на фронт и воевать там, – пишет доктор Калинина.

Она просит найти другого врача, который бы заменил ее в деревне, и требует при первой же возможности отправить ее на войну.

– А вот заявление от малограмотной колхозницы, – Татьяна Юрьевна протягивает еще одно дело и объясняет:

– Ей не заплатили за работу: Некрасивым и неразборчивым почерком написано следующее: «Заявление в Красную Печору, в колхоз. Не желаю работать у вас в колхозе, потому что вы не учитываете работу. Ежели 20 куч накучить, то запишут 15 куч. Пять дней работала не записана та работа! Вы мне не дали денег девочку учить».

Надо сказать, что в помещениях архива царит особенный запах. Он хранит чьи-то тайны. Чтобы раскрыть их, понадобится не один десяток лет.

Есть здесь и завсегдатаи: это известный педагог Ульяна Апполоновна Истомина, ветеран окружной потребкооперации Галина Калий, краевед и общественный деятель Вера Буркова и другие.

С радостью в архиве принимают и подрастающее поколение.

– Если школьник выполняет свой проект на основе архивных документов – это высший пилотаж, – считает Татьяна Журавлёва.