Вы здесь

Северная романтика: 30 лет и 2 года

Виктор Золиков ведёт круглосуточные метеорологические наблюдения за явлениями погоды и атмосферными осадками / фото автора

Корреспонденту Издательского дома НАО довелось познакомиться с начальником гидрометеостанции МГ-2 Варандей Северного УГМС

Здание метеостанции находится на территории Старого Варандея рядом с кладбищем – самая высокая точка побережья в этом районе. Здесь уже 32 года трудится Виктор Анатольевич Золиков, 28 из них в должности начальника станции.

Когда журналист нагрянул в гости, Виктор Анатольевич остался на станции один: жена отправилась отдохнуть в родную деревню, сын трудится в Мурманске, а сотрудницы отсыпались после ночной смены. Компанию ему составлял только девятилетний кот Гуся.

Родом Виктор Золиков из Калужской области. Там он окончил восемь классов средней школы и уехал к двоюродной сестре в Тульскую область.

– После восьмого класса с другом хотели поступать на механиков. А директор школы не отдавал и не подписывал документы, хотел, чтобы мы доучились все десять. Успеваемость у нас была отличная. Но мы не сдались, ушли без документов, правда, разъехались. Друг мой подался в Подольск Московской области, а я – в Алексино к двоюродной сестре, – начал рассказ Виктор Анатольевич.

Поступил без документов в гидрометеорологический техникум. Под честное слово.

– Вариантов у меня особо не было. В Алексино был только техникум. Там мне поверили, что я отлично учусь, и взяли в группу. До зачисления даже малейшего понятия не имел о профессии. Но после ознакомительной экскурсии у меня возник интерес, который с каждым курсом обучения только креп. В тот год набрали очень большую группу студентов – 44 человека. После первой сессии многих отчислили, нас осталось 30 первокурсников. А к выпуску – всего 14 парней и две девушки, – вспоминает начальник метеостанции.

 

Прописка – Варандей

В 1988 году он защитил диплом и отправился по распределению работать в Северное управление по гидрометеорологии в Архангельск. Долго там не пробыл, через два месяца уехал служить под Воркуту.

– В армии моя специальность очень помогла, назначили работать в метеочасти, принимать данные. Служил в космических войсках под Воркутой, – поведал рассказчик. – После службы отправили по распределению на Варандей отрабатывать положенные три года. К работе техником-метеорологом приступил 2 октября 1990 года.

Начальник станции показал Виктору Золикову рабочее место, жилую комнату и выдал паёк. После чего новоиспечённый техник-метеоролог пошёл гулять, осматривать территорию и знакомиться с тундровиками.

– Когда я ехал сюда, мне сказали, что в четырёх километрах от метеостанции находится посёлок геологов. Тогда не было вахтовиков, а население на Варандее насчитывало около трёх тысяч человек. Всё работало: школа, садики и магазины. Полноценная административная единица. Даже прописка у меня по приезде была варандейская, вставал на учёт здесь, а сейчас я зарегистрирован в Архангельске, – продолжил метеоролог.

Собеседник признался, что искупаться в Баренцевом море отважился только спустя год.

– Живу у моря, а ни разу в нём не купался! Выдался тёплый денёк, и я совершил свой первый заплыв. После – побегал по берегу, чтобы согреться, и повторил. На следующий день потерял голос. Сынишка начальника станции смеялся надо мной, приговаривал: «Дядя Витя, ты не кричи, всё равно непонятно», – улыбаясь вспоминает Виктор Анатольевич.

В 1992 году наш герой начал временно исполнять обязанности начальника станции, а с 1994 года возглавил её.

По долгу службы Виктор Золиков ведёт круглосуточные метеорологические наблюдения за явлениями погоды и атмосферными осадками. С 2013 года началась модернизация системы труднодоступных станций. На МГ-2 Варандей установили автоматический гидрометеорологический комплекс (АМК).

– До этого нам нужно было снимать показания посредством измерений каждые три часа, сейчас это происходит автоматически благодаря системе датчиков. Данные сразу поступают на компьютер и выводятся на монитор. Датчики измеряют высоту облаков и их нижнюю границу, есть дождемер, датчики северного сияния, температуры, влажности воздуха, атмосферного давления и всех параметров ветра. Когда я только начинал работать, у нас был только измеритель высоты облаков и датчик ветра, всё остальное ­– визуально и глазомерно. В прошлом году пришло новое обновление АМК – программа «Альмета», – рассказывает начальник морской гидрометеостанции Варандея.

Программный комплекс «Альмета» предназначен для сбора, визуализации, архивирования, обработки и передачи данных измерений гидрометеорологических параметров, поступающих от АМК. По сути, это комплекс специального ПО, функционирующего на компьютере с операционной системой Windows. Как отмечает Виктор Анатольевич, обрабатывать данные стало намного удобнее.

Сейчас на труднодоступных станциях устанавливают солнечные батареи. Варандейскую метеостанцию это новшество обошло стороной: она не нуждается в дополнительных источниках питания.

 

Ветер перемен

– В этом году лето выдалось тёплое. Июль и август порадовали погожими днями. Обычно всё лето ходим в куртках, – говорит метеоролог. – Климат меняется. Когда я приехал сюда работать, в районе Старого Варандея были высокие песчаные яры, а море в разы дальше отсюда. Сейчас эти яры уже смыло водой, море подступает. В ближайшее время оно поглотит и посёлок.

В пример он привёл наводнение 2010 года. Тогда смыло даже дороги, проложенные по отсыпке, вода дошла до первых этажей вахтового посёлка.

– До нас море не доходит, метеостанция стоит на самом высоком месте. Дома Старого Варандея в тот год тоже не пострадали, вода только окружила посёлок. Чувствуется потепление. Это подтверждает и прошлогодняя тёплая зима с ветрами и метелями. Снега было очень много, – отметил Виктор Анатольевич. – Температура доходила до нуля и даже временами была плюсовая. В феврале-то!

Он объяснил, что во время глобального потепления надвигается тёплый фронт, из-за которого, как следствие, усиливается ветер, выпадает больше снега и начинаются метели.

– В основном зимой юго-западные ветры. В осенний период преобладают западный и северо-западные нагонные ветры, которые наиболее опасны для вахтового посёлка. Достаточно небольшой скорости ветра, чтобы море вышло из берегов. Так, 13 августа произошло наводнение: снова затопило всю тундру. Со Старого Варандея до посёлка геологов по обе стороны дороги тундру поглотило море. В такие моменты, когда едешь по отсыпке, кажется, что пересекаешь очень длинный мост, – поделился впечатлениями начальник метеостанции.

 

Перевелись романтики?

В штате метеостанции постоянная нехватка людей. На пять штатных единиц приходится только четыре сотрудника.

– На некоторых станциях порой находятся только два человека. Сейчас мало заинтересованных в профессии, да и в экзотике, романтике такой жизни. Последние шесть лет на станции специалисты работают год максимум. От судна до судна. В навигацию приходит научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов», на котором нам привозят провизию, топливо, технику и прочее, а также завозят новых работников. Те, кто отработал год, уезжают в отпуск. И, в принципе, никто не возвращается, – посетовал метеоролог. – Многие уходят вообще из нашей отрасли.

Две последние девушки после года работы на варандейской метеостанции уехали покорять Карское море. Одна отправилась работать на остров Диксон, а другая – в Марресаля, на Ямал.

– Девчонкам понравилось здесь работать, но захотелось чего-то большего и нового, поэтому и уехали. Теперь, когда звоню в отдел кадров, шучу, что у меня центр по переподготовке молодых специалистов. В основном сейчас ко мне приезжают выпускники из колледжа Новосибирска. Раньше в советский период истории нашей страны там были курсы полярников длительностью десять месяцев. В то же время в Советском Союзе профессии метеоролога обучали в девяти техникумах, двух институтах и школе полярников, ныне – Сибирский геофизический колледж, – пояснил Виктор Анатольевич.

В продолжение темы он с грустью отметил, что сегодня по специальности учат только в Российском государственном гидрометеорологическом университете Санкт-Петербурга, Сибирском колледже и семи техникумах.

– За 32 года я обучил столько людей, что уже давно потерял счёт. В своё время даже брал местных без образования, когда категорически не хватало рук. Главный критерий был – наличие среднего образования, тогда в Варандее ещё была школа. Таким образом, я обучил девять человек без специального образования. Три месяца они были у меня стажёрами, а после переходили на должность. А так, за последние шесть лет ежегодно приезжают по два человека, но обратно из отпуска не возвращаются. При этом едут одни девчонки, парни уже не идут на нашу специальность. А когда я учился, в составе группы преобладал мужской пол, – отметил начальник гидрометеостанции.

В июле на «Сомове» для работы на станции прислали новых сотрудниц. Две девушки, Сания и Ксения, с Алтая и Новосибирска. Они трудятся на варандейской станции всего месяц. Виктор Анатольевич давно не питает надежд и иллюзий, понимает, что у девчонок ещё мало опыта и впечатлений, чтобы заводить с ними разговор о длительной перспективе. Всё-таки не всем по зубам Варандей. Тем более что после техникума им знакома только метеочасть, а впереди навигация и морские наблюдения, которые многим сложно даются.

– В морских наблюдениях очень важно знать виды образования ледового состава и все его изменения. Например, припай, дрейфующий лёд, стамухи, торосы и прочее. Эти исследования проводятся для Северного морского пути. Данные мы передаём для танкеров, ледоколов и нефтепровода, который находится здесь, – пояснил собеседник.

Летом замеряют температуру воды, высоту уровня моря и волн, а также период прохождения волны через определённую точку.

– Зимой мы наблюдаем за двумя объектами: море и Варандейский шар. Делаем зарисовку всего ледового состава от начала его образования в октябре и до степени его разрушения весной. Самые опасные для судоходства ледовые образования – торосья, когда сплочённость льда достигает 10 баллов. Они появляются во время шторма и нагонного ветра южного и юго-западного направления. Чтобы преодолеть торосы, судам обязательно нужен ледокол. Для нефтяников и нефтепровода «Приразломной» самое опасное – стамуха. Она сходна с торосом, но при этом лёд оседает на дно. Если в месте опущения проходит труба, то стамуха может повредить её, – отметил Виктор Анатольевич.

 

Записки начинающего орнитолога

Помимо гидрометеорологических исследований начальник метеостанции занимается орнитологическими наблюдениями. Три года назад такое задание ему дало орнитологическое сообщество Архангельска, так как специалисты не могли попасть в Варандей из-за ковидных ограничений.

– За последние два года полностью исчезла чёрная казарка. Этот вид раньше преобладал здесь, особенно в осенний период. Тогда птицы собирались на острове Косяков, в сумерки стоял такой гогот, который перекрывал любые звуки. А когда вертолёт днём пролетал и пугал птиц, те взмывали в воздух. Казалось, что небо чернело. Прилетали они к нам стаями до тысячи птиц. Орнитологи по поводу чёрной казарки сказали: «Как внезапно появились в 80-х, так внезапно и исчезли», – заключил Виктор Анатольевич.

Её место заняла белощёкая казарка и малый тундровый лебедь.

– Всем известно, когда лебедь поселяется на определённой территории, он выселяет остальных птиц. Их так много, что уже селятся рядом с людьми. Да и по количеству всех птиц стало в разы меньше. В основе видового состава сейчас преобладают гуменник, серый гусь и белощёкая казарка с малым лебедем, – отметил начинающий орнитолог.

Стоит упомянуть, что Виктор Анатольевич пользуется заслуженным авторитетом у жителей Варандея и тундровиков. Он всегда придёт на помощь и выручит. Местные, которые остались после расселения и закрытия посёлка, часто обращаются к нему за продуктовой помощью.

– Местные либо просят, так сказать, гуманитарной помощи провизией, либо выменивают крупы и другие продукты на рыбу. Раньше, конечно, делиться продуктами из своего пайка была проще, он выдавался на определённую сумму. Что хотел, то и брал. Два года назад установили по нормам Минздрава, рассчитанные по калорийности на сутки. Теперь сотрудникам я выдаю продукты по списку. Например, по этой норме банка огурцов 750 граммов для одного человека рассчитана на три с половиной месяца. Также все овощные и фруктовые консервы. Раньше нам приходило по 120 пачек сока на год, теперь – семь пачек в год на весь коллектив, – со смехом рассказал начальник метеостанции. – Нам тут попроще в отличие от других станций, можно заказать продукты у вахтовиков.

 

Заслуженная награда

В 2009 году Виктор Анатольевич представлен к медали «Почётный работник гидрометслужбы России», а в феврале этого года – «Почётный работник метеорологии Ненецкого автономного округа». Губернатор НАО Юрий Бездудный в августе вручил метеорологу долгожданный нагрудный знак.

– Стаж 32 года работы в суровых условиях Арктики, по сути, на краю земли, заслуживает восхищения. Только люди, любящее своё дело и Крайний Север, способны на такие трудовые подвиги, – отметил Юрий Бездудный.

В планах – ещё пять лет в должности начальника метеостанции, а потом вместе с женой отправиться на пенсию по месту прописки. Сейчас Виктор Анатольевич ищет себе преемника, неплохо бы из НАО, готов даже обучить с нуля. Предполагает, что только истинный северянин сможет задержаться на гидрометеостанции надолго.

– В этой профессии нужно хотя бы немножко быть романтиком. Если молодые мальчишки и девчонки решают ехать на Север, то лучше не спешить с выбором. Чтобы потом не бежать отсюда сломя голову. Север многогранен, его нужно прочувствовать, – заключил Виктор Анатольевич Золиков.