Вы здесь

Белые крылья над белой тундрой

Завтра, 30 сентября, Нарьян-Марский объединенный авиаотряд будет отмечать славный юбилей – 70 лет в небе Заполярья! Нынешним пилотам хорошо известно, чего стоило первооткрывателям подняться «на крыло» в наших заполярных широтах.

В списке тех, кто стоял у истоков ненецкой авиации, есть четыре легендарные фамилии – Иван Выучейский, Виталий Сущинский, Фабио Фарих и Геннадий Капачинский.

Карты будущего

В начале 30-х годов летчики северных трасс, выходцы из больших городов центральной России, вряд ли четко представляли, с какими трудностями им придется столкнуться в Заполярье. Каких колоссальных усилий каждому из них будет стоить поднять в небо крылатую машину, практически не имея под шасси твердого покрытия. И какой смелости будет требовать сам полет над заполярной тундрой вслепую.

Но у каждого из них было задание партии. И они его исполняли: проложенные ими воздушные трассы Ненецкого округа появлялись на картах СССР, становились ориентиром для будущих полетов из Архангельска до Нарьян-Мара, Шойны и Омы, Неси и Пеши.

День за днем, год за годом первопроходцы писали эти карты будущего для тех, кто придет за ними.

Снимки-путешественники

Тогда, много десятков лет назад, сторонники новой жизни в НАО поговаривали: «Нет, на лошадях и оленях мы поедем в светлое будущее». И помолчав, с ноткой значимости добавляли: «На самолете».

Удивительная крылатая машина, которую жители заполярной тундры впервые увидели в 1925 году на Канине, стала для них символом новой жизни. Говорили, что самолет, совершивший посадку в Неси, летел из Архангельска в Усть-Сысольск (будущий Сыктывкар). Для тундровиков этот день стал действительно ярким событием. Фотография первого самолета на Канине сегодня хранится в фондах окружного краеведческого музея. А вообще снимки с летчиками и первыми самолетами, прилетавшими в тундру в 30-е годы, до сих пор можно увидеть в семейных архивах оленеводов. Как реликвия они передаются от поколения к поколению. Берешь их в руки и думаешь: сколько же им пришлось путешествовать в деревянных ларях во время многокилометровых кочевок хозяев.

Все это было, было…

«Новое, – писала в те годы наша газета, – обязательно пересилит старое!»

Символом этого нового стало и создание в Нарьян-Маре своей заполярной авиации. И хотя днем рождения нашего авиаотряда считается 30 сентября 1946 года, истории его появления на свет предшествовали многие и многие события. И главными летописцами этой истории стали люди, которые так или иначе были связаны с рождением «арктических крыльев».

1934 год. Именно в этот период истории нашего края происходят события, которые кардинально изменили транспортные перспективы НАО. Инициатива и пробивная способность, о которой в свое время говорил председатель окружного комитета ВКП(б) Иван Яковлевич Проурзин, помогли председателю окрисполкома Ивану Павловичу Выучейскому сделать все, чтобы в Ненецком круге появилась своя авиация и свой первый самолет.

Правда, создания уникального отряда заполярной авиации он так и не увидел: 9 августа 1936-го Выучейского не стало. Вскоре, после репрессий, теряются следы и главного летчика заполярных трасс Виталия Сущинского. Но старые фото 1934–1935 гг., с которыми связаны факты появления в Ненецком округе первых самолетов, до сих пор являются предметом гордос-ти нашего региона.

С праздником!

У авиации НАО – большое будущее, такое же, как и великое прошлое!

Мы верим в то, что на смену вековым «Ми» и «Ан» придут новые самолеты и вертолеты. Главное, чтобы у каждого летчика и у каждого пассажира была уверенность в завтрашнем дне.

С праздником уважаемые хранители заполярных трасс! Пусть каждый ваш взлет заканчивается мягкой посадкой!


Страницы истории

1925 год, в небе над Ненецким округом появились первые самолеты. Летчики Б.Г. Чухновский и О.В. Кальвиц совершили дальний арктический перелет по маршруту Ленинград – Петрозаводск – Архангельск – Новая Земля.

• 15 февраля 1933-го, открыта первая заполярная авиалиния: Архангельск – Нарьян-Мар, на льду реки Печоры оборудована площадка для приема самолетов. Этот год считается началом развития гражданской авиации в Ненецком округе.

В 1935 году появляется Ненецкая исполкомовская авиация. В 30-е годы в окружном небе летает и осваивает маршруты один из первых летчиков дореволюционной России Виталий Сущинский, а также Самуил Клебанов прототип героя романа Каверина «Два капитана» , пилот-универсал Фабио Фарих и другие.

1941-1945 гг., силами жителей г. Нарьян-Мара построе-на первая грунтовая взлетно-посадочная полоса.

30 сентября 1946 года в Нарьян-Маре образован 228-й авиаотряд. Эксплуатируются самолеты По-2, Як-12.

Август 1947 года, образована санитарно-авиационная станция, призванная немедленно реагировать на экстренные вызовы из населенных пунктов округа и оленеводчес-ких стойбищ.

28 июня 1963 года приказом Главного управления Гражданского воздушного флота России авиаотряд переименован в Нарьян-Марский объединенный авиаотряд.

Октябрь 1975 года, экипаж вертолета Ми-8 Нарьян-Марского авиаотряда спас пятерых рыбаков в Карской губе.

1985 год, авиапредприятие перебазировалось в новый аэропорт. Новая взлетно-посадочная полоса позволила принимать самолеты Ту-134, Як-40, Ан-24, Ан-26.

7 октября 1993 года экипаж вертолета Ми-8 Нарьян-Марского объединенного авиаотряда спас команду лесовоза «Яхрома» во время шторма в Баренцевом море.

Апрель 2006 года, ФГУП «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» реорганизован в открытое акционерное общество.

26 октября 2007 года ОАО «Нарьян-Марский ОАО» признан лучшим региональным предприятием воздушного транспорта России. Авиаотряд удостоен звания лауреа-та премии транспортной отрасли «Золотая колесница», учрежденной Госдумой и Министерством транспорта.

24 марта 2008 года Нарьян-Марский авиаотряд стал лауреатом конкурса «Крылья России-2007» в номинации «Участник обслуживания отраслей экономики».