Вы здесь

Древние духи планеты в Левангере

Сентябрь в Норвегии давно уже стал временем священного культового праздника – Исогайса. Вот уже три года подряд сюда, к святилищным местам древних предков саамов (хотя говорят, что раньше эти места посещали и викинги, принося своим языческим богам жертвы накануне великих сражений), съезжаются шаманы со всего мира.

Служители культа называются по-разному, но неизменным атрибутом каждого из них является бубен – инструмент, глухие или звонкие удары которого повторяют ритм биения человеческого сердца. Говорят, что когда у людей и Богов сердца стучат в едином ритме, они понимают и слышат друг друга, живут в согласии и мире.

Боги слышат удары сердец...

Совершенно не случайно в каждой религии, будь то шаманизм Тибета или Китая, Монголии или Малазии, Индонезии или древняя вера американских индейцев – на всех территориях нашей планеты одним из культовых священных мест языческих народов Земли являются святилища, называемые Сердцем Бога.

У нас, представителей ненецкого народа, оно находится на священном острове Вайгач и называется Хэх Сей (Хэссеи).

Святилище Куаттокики – так звучит «Сердце Бога» на языке древних индейцев племени Кри – находится недалеко от Невадского водопада.

На сей раз частицу Сердца Бога на Исогайс принесли шаманы, приехавшие на фестиваль языческого культа со всех уголков Земли. Здесь были индонезийцы и малазийцы, индейцы и эскимосы Аляски, инуиты Гренландии, чукчи и буряты, коми, саами России, Норвегии, Швеции и Финляндии. Всего на Север Норвегии приехали 42 шамана, чтобы совершить культовый обряд поклонения языческим богам, обменяться опытом и вместе обратиться к духам предков за помощью и защитой.

В этом году участниками фестиваля «Исогайса-2013» стали и наши земляки: артисты фольклорного театра «Ханибцё» и Николай Талеев, известный жителям НАО как Коля-шаман.

Участникам уникального праздника предстояло не просто показать театральное представление «Сабдава», выступить на круглом столе, но и принять участие в камлании 42 шаманов нашей планеты – удивительном обряде, который, пожалуй, можно увидеть только один раз в году на Исогайсе.

Этот «шаманский хор» является не просто групповым исполнением обрядовых языческих заклинаний, но и, по мнению ученых, которых всегда здесь бывает немало, обладает огромным энергетическим зарядом, способным влиять на человеческие организмы и души.

Кстати, именно в Тромсё находится медицинский университет, занимающийся изучением шаманизма и древних медицинских практик. Вот уже более десяти лет здесь пытаются лечить людей, используя древние знания предков.

И, что удивительно, тут на-учились влиять на человеческую ауру, восстанавливать ее, воскрешать защитные силы организма с помощью звуковой вибрации ударов бубна, вспышек, повторяющих цветовые гаммы искр священного костра, и речевых заклинаний, в которых каждое слово, каждое сочетание звуков оказывает влияние на человеческое подсознание. Так что сейчас никто из ученых мира сего не будет со стопроцентной уверенностью утверждать, что шаманизм – это древняя религия примитивных народов.

Так уж получилось, что многие жизненные правила, бывшие на протяжении тысячелетий для всех аборигенов непререкаемыми канонами, сейчас, оказывается, начинают приобретать вторую жизнь в среде людей цивилизованных европейских государств, долгое время не признававших непонятную им жизнь «некультурных», по их мнению, народов.

Тадебя – хранители древней памяти

Совсем недавно, общаясь с представителями нашей делегации, участвовавшей в фестивале «Исогайса-2013», я поняла, что многое для них стало откровением, что люди, участвовавшие в этом великом камлании, многое для себя открыли впервые.

Например, кто бы из нас мог предположить, что название шаманов на Тибете, где люди до сих пор говорят на древнекитайском языке, звучит как тайбя, в то время как у ненецкого народа шаман называется тадебя (тадьбя). Название же столицы провинции Тайвань – Тайбэя – до сих пор переводят не иначе, как земля святых, столица святых или священная земля. Что это? Простое совпадение звуков или продолжение древнейшей истории, связывающей предков ненцев с их далекими и почти забытыми корнями?

Никто из людей сведущих не будет спорить, что этак две или, может, более тысяч лет назад наши далекие предки, которых тогда никто не называл ни ненцами, ни даже самоедами или самодийцами, пришли в наши северные широты с Тибета, оставив свои «печатные следы» и на Алтае, и в Монголии, и в древнекитайских рукописях от Конфуция, где он рассказывал о прародителях ненцев как о народе «Дубо», «воинах Маргетах», лыжниках, охотниках, оленеводах, покинувших свою родину Тибет под нажимом чужеродных тюркских племен.

Мы увидели родные лица!

Когда представители нашей делегации в составе Николая Талеева, Людмилы Булыгиной, Федосьи Кауц, Анастасии Помолевой, Ксении Явтысой и Александры Выучейской приехали в Левангер, они воспринимали поначалу мероприятие как некое театрализованное представление, где главными действующими лицами должны были стать тадебя – шаманы.

И очень были удивлены, когда поняли, что все происходящее – это не игра, а стопроцентное камлание, где каждому гостю дано свое определенное место на международной «сабдаве» – шаманском обряде.

Людмила Булыгина:

– Мы приехали сюда, уверенные в том, что увидим много нового и необычного. Но то, с чем мы соприкоснулись, вообще не поддается никаким объяснениям. С самого начала мы сразу нашли взаимопонимание с представителями эскимосов Аляски и бурятов Иркутской области. Они вообще не скрывали от нас своих симпатий и, главное, после нашего театрализованного представления с полной уверенностью заявили, что от нас, аборигенов НАО, исходит очень сильная энергетика. Не знаю, нас ли они имели в виду или их «смутил» шаман Коля, но весьма внушительную порцию людского внимания мы получили практически сразу после выступления. Возможно, еще здесь сыграла роль ситуация, когда в наше выступление включилась целая группа тадебя. В финале спектакля «Сабдава», в основу которого положен сценарий Прокопия Явтысого, есть сцена, когда шаман Саткэ, прообразом которого стал дед нашего Коли-шамана, призывает всех духов Земли помочь умирающему человеку, чтобы не вовремя ушедшая душа его не плутала среди острых выступов и каменных глыб подземного мира. Так вот, во время сабдабава к нам сначала подключился сам Коля-шаман, потом в обряд включились шаманы саамские, малазийские, индейские. Их бубны просто всех вводили в транс, а в центре всего действа находились мы. Главное, мы уже не чувствовали себя просто героями спектакля «Сабдава», мы ощущали себя участниками чего-то очень большого и таинственного.

Александра Выучейская:

– Мне посчастливилось впервые участвовать в таком мероприятии, хотя язык не поворачивается его называть просто мероприятием. Это некое событие, которое ни спектаклем, ни театрализованным представлением назвать невозможно. Мы как будто бы вернулись в прошлое, во времена наших предков, и сразу поняли: слово, сказанное тадебя, не подвергается сомнению ни у одного из аборигенных народов. Я в жизни своей не видела столько людей совершенно разной наружности, являющихся признанными шаманами: белых, в смысле стопроцентных блондинов и блондинок, индейцев в перьях, шаманок из Малайзии, у которых весь подбородок был татуи-рован (позднее узнала, что татуировка на подбородке является индивидуальным знаком – шаманской меткой).

Мы видели, с каким вниманием каждый шаман относился к своему товарищу по культу, обряд камлания, на каком бы языке он ни происходил, вызывал у всех присутствующих состояние, близкое к трансу.

Могу сказать, что наш Николай Талеев там пользовался большим успехом: он и выглядел необычно, и в любом обряде был первым. Когда мы выступали, его бубен всегда выделялся своим ритмом. По словам Николая, он умеет на бубне отбивать более 70 ритмов.

Поразила нас и шаманка из Бурятии, она провела на берегу фиорда обряд общения с духом отца. Она вызывала его и разговаривала с ним очень долго, потом мы увидели, как забурлила вода и из нее появилась голова нерпы. Нерпа долго смотрела на нас, ничего не боялась, как будто узнавала своих. Она не уплывала до тех пор, пока не ушла бурятская шаманка. Вот такой обряд мы видели там…

В разговоре участницы «Ханибцё» подчеркивали несколько раз, что никогда не видели таких разных по форме, размеру и цвету шаманских бубнов. Особенно это бросилось в глаза, когда вместе на общем камлании во имя мира вокруг священного огня собрались все 42 шамана. Гул бубнов разносился эхом среди каменных гор. Это было впечатляющее зрелище, яркое и неповторимое!

– Бубен бьет, бубен бьет, бубен бьет!
В свой аргиш запрягу самых быстрых оленей!
Бубен бьет – ускоряется времени ход!
Вместе с гулом земным
Я кочую по судьбам
Иных поколений...