Вы здесь

Байкеры без стереотипов

Двое мотоциклистов из Нарьян-Мара пре-одолели этим летом более десяти тысяч километров, путешествуя по дорогам России, Украины и Белоруссии. Нам особенно приятно сообщить, что одним из них был сотрудник «Няръяна вындер», начальник полиграфического цеха Александр Евсеев.

Не знаю, как у кого, но у меня при слове «байкер» в уме возникает совершенно определенный образ – бородатый мужик в бандане или рогатом шлеме, в кожаной куртке, на огромном ревущем мотоцикле. На спине обязательно какая-нибудь надпись, повсюду ремни и металлические заклепки. Такой стереотип, в общем-то, жизнью подтверждается. Но это лишь внешняя сторона.

Байкеры в России давно перестали быть просто энтузиастами, объединенными любовью к мотоциклам. Это увлечение для многих стало образом жизни, а сами байк-клубы, разросшиеся до тысяч участников, превратились в разветвленные структуры со сложной иерархией и четкими правилами.

Вот что рассказал нам о тонкостях байкерской жизни и о своем путешествии Александр Евсеев.

Одна четвертая экватора

В путешествие байкеры Степан Котов и Александр Евсеев отправились не просто так. Их целью было попасть вместе со знаменитым клубом «Ночные волки» на байк-шоу «Сталинград», проходивший в Волгограда с 23 по 25 августа. Для тех, кто почему-то не знает: Степан Котов является президентом нарьян-марского клуба байкеров «Волки Арктики».

Из Нарьян-Мара друзья отправились 10 августа на пароме до Щелья-Юра. Там Степан пересел на Honda CBR 600 RF Superpsport, а Александр – на Honda CBR 1000 A Sportturist. Как рассказал Евсеев, первый мотоцикл принадлежит к классу спортбайков, второй – спортивно-туристический.

Кстати, отрезок трассы Ухта – Сыктывкар в 300 километров Александр выделяет как одну из лучших дорог в России.

После этого байкеры выехали на Киров, оттуда – до Нижнего Новгорода, а там и до Москвы недалеко. В столице они провели несколько дней, остановившись в байк-центре. Как отметил Александр, члены клуба могут жить в нем бесплатно.

В составе группы из нескольких десятков байкеров нарьян-марские мотоциклисты двинулись на Волгоград.

– На переезде от Москвы до Волгограда группы байкеров в 30–40 человек заправлялись каждые 100-120 километров: так как расход топлива у всех машин разный, проще заезжать на заправку в полном составе, чтобы никому не приходилось догонять группу или ждать отстающих, – рассказывает Александр.

Уже на подъезде к Волгограду из подъезжавших к городу групп сформировалась колонна из 200 мотоциклистов.

– Перед байк-шоу мы получили подробный инструктаж – кто, где и с какой скоростью движется в колонне. В городе в этот день собралось свыше тысячи мотоциклистов, и для нас Госавтоинспекция организовала на перекрестках «зеленый коридор». В первый день наша «орда» проехалась по Волгограду с ознакомительной экскурсией, а во второй день мы отправились на Поклонную гору возложить цветы к монументу Родина-мать, ведь наш байк-поход был посвящен 70-летию Сталинградской битвы, – продолжает рассказ Александр Евсеев.

Помимо всего остального, байк-шоу запомнилось ему, как специалисту в этом вопросе, мотоциклами самых невероятных форм и размеров: от самодельных трициклов и раритетных «Уралов» 40-х годов прошлого века до новейших спортивных «японцев».

Из Волгограда байкеры двинулись на юг. Крейсерская скорость колонны составляла около 120 километров в час, но иногда брали спринт под 210, когда позволяли дорога и движение.

Четырехполосная трасса от Волгограда до столицы Кубани оставила у путешественников о себе очень хорошее впечатление.

– Да и в целом дороги по России неплохие, – говорит Александр. – Белоруссия запомнилась просто отличными дорогами, Украина «выступила» плохо – даже на одной из главных трасс страны Одесса – Киев – всюду заплаты и ямы. Очень часто мы натыкались на ремонтируемые участки, где ехали по одной готовой полосе. Встречали много пробок, иногда длиной по 15-20 километров – из фур дальнобойщиков. Но в этом и проявляется преимущество мотоцикла – пробку можно проехать насквозь. Так и мчались – сквозь длинные ряды КамАЗов, – описывает дорожную ситуацию Александр.

Из Краснодара байкеры выдвинулись в Крым, в Севастополь. Движение в жару по горным серпантинам заставило попотеть. Оттуда переместились в город Первомайск Николаевской области, дальше в Киев, Гомель и через Смоленск – на Москву.

Там нарьян-марские байкеры повернули на Нижний и прежним путем – через Киров и Ухту – вернулись 12 сентября в Нарьян-Мар.

Я спрашиваю, как ориентировались байкеры во время движения? Александр говорит, что по GPS и картам России и Украины. Не было только карт Белоруссии, там указателями служили дорожные знаки.

Мне интересно все, например, во сколько обошлось топливо для мотоциклов на такое длительное путешествие. Как подсчитал Александр, за все время на эти цели было потрачено порядка 18 тысяч рублей на человека.

Ежедневно байкеры проезжали от 500 до тысячи километров, самым длинным и сложным оказался переход ночью под проливным дождем в Смоленской области, он составил 1 300 километров.

Как стать «волком»?

В пути друзья познакомились со множеством мотоциклистов из разных городов и стран – от Нового Уренгоя на Ямале до Сербии. Большинство из них объединяет наличие клубной принадлежности. Кодекс чести и система принципов у каждого клуба разная.

«Ночные волки» позиционируют себя как патриотический клуб, опирающийся на традиции и историю страны. Кроме того, они помогают воспитанникам детских домов и заключенным, работают с трудными подростками.

«Мотоклуб Русского духа, мотоклуб патриотов! Мотоклуб, способный объединить русское, славянское общество посредством бескорыстного мотоциклетного братства» – значится на сайте «Ночных волков».

Как заметил Александр Евсеев, по структуре и жесткой дисциплине байкерское движение «Волков» в чем-то напоминает армию. В России движение зародилось в 80-е годы прошлого века и сильно отличается от традиционных байк-клубов США.

В отличие от американских, российские группировки байкеров не делятся по классам двухколесных коней – быть принятым в клуб может быть владелец любого мотоцикла. Но, конечно, не сразу.

– К байкерам у нас относятся и владельцы спортивных мотоциклов, развивающих скорости по 200-300 километров в час, и ездоки на дорожных «харлеях» и «чопперах» (мотоциклы с удлиненной рамой и передней вилкой). В клубе не смотрят, что у тебя за мотоцикл, сколько он стоит и какую максимальную мощность может выжать. Не это главное. У «Ночных волков» в колонне едут машины и за миллион рублей, и за сотню тысяч. В клубе оценивают тебя, твои личностные качества, смотрят, что ты за человек. И если ты покажешь себя с лучшей стороны, тебя примут в клуб. А иначе, хоть на мотоцикле за сто миллионов приезжай – ты не станешь своим, – говорит Александр Евсеев.