Нарьян-Марский многофункциональный центр предоставления государственных услуг набирает обороты. Количество предоставляемых гражданам услуг значительно увеличилось, и народная тропа в МФЦ стала ощутимо шире – по сравнению с начальным периодом работы число посетителей выросло в разы. Тем не менее, еще предстоит сделать немало как в количественном, так и в качественном улучшении деятельности центра. Обо всем этом рассказал директор МФЦ НАО Евгений Галько.
– Сколько всего госуслуг сейчас проходит через МФЦ в Нарьян-Маре?
– На сегодня мы оказываем 140 видов услуг. Когда начали работу (а МФЦ открылся весной), их было пятьдесят девять. Самый большой блок составляют социальные услуги по линии Управления труда и социальной защиты НАО. Мы с ним активно сотрудничаем и сейчас все социальные услуги Ненецкого автономного округа (96 услуг) по разнообразным льготам, путевкам и выплатам для жителей округа можно получить и у нас. При открытии МФЦ таковых насчитывалось всего семнадцать.
– Растет ли число обратившихся в МФЦ граждан?
– Да, отдел предоставления услуг открылся в марте 2014 года, и рост числа обращений мы наблюдаем в каждом месяце. Хотя и не такой быстрый, как хотелось бы. С момента открытия МФЦ оказано около полутора тысяч услуг. Первые месяцы к нам приходили всего по шесть-семь человек в неделю, сейчас еженедельно по 130 – 150. Про МФЦ и его возможности знают еще далеко не все. В основном, люди приходят в вечернее и обеденное время.
– Какие услуги сейчас самые популярные?
– Первыми по популярности идут услуги Росреестра по регистрации прав на объекты недвижимого имущества. Риэлторы к нам зачастили, очень часто пользуются услугами МФЦ. На втором месте стоят услуги от ФМС – в первую очередь, по вопросам паспортов. Теперь мы добавили в свой перечень услуг миграционный учет и регистрацию по месту жительства. Эти услуги будут очень востребованы, особенно в деревнях, потому что людям в последнее время приходилось ездить в Нарьян-Мар, чтобы зарегистрироваться на селе. Теперь они смогут все это сделать у себя дома в открытых удаленных рабочих местах МФЦ.
От муниципальных органов власти чаще всего людей интересуют земельные вопросы, постановка в очередь на предоставление жилья и т.д.
– Как идет сотрудничество с органами власти по передаче в МФЦ функции приема граждан?
– У нас заключены соглашения о взаимодействии, в рамках которых передаются услуги, с окружными, муниципальными и федеральными органами власти – всего на данный момент заключено 12 соглашений. На федеральном уровне это ФМС, МВД, Служба судебных приставов, Пенсионный фонд. А если мы говорим об уровне субъекта, то это управления труда и соцзащиты, природных ресурсов, ЖКХ и строительства и иные органы исполнительной и муниципальной властей НАО. Сейчас готовится соглашение с МЧС (будет полезно для предпринимателей, они смогут получить услуги по лицензированию в области пожарной безопасности), также в планах заключение соглашения с Фондом обязательного медицинского страхования, чтобы люди могли заказать и получить у нас медицинский полис.
– Сможет ли МФЦ стать по-настоящему доступным для сельских жителей округа?
– Как я сказал, мы открываем удаленные рабочие места. До конца этого года в НАО откроется 10 таких филиалов, там будут работать постоянные сотрудники. Но надо признать, что есть кадровый голод на периферии: из города люди ехать на эту работу не хотят, а в селах набрать их не так просто. Тем не менее, вскоре удаленные рабочие места нашего МФЦ откроются в Амдерме, Неси, Оме, Нижней Пёше, Тельвиске и Харуте. Мы должны создать рабочие места до нового года согласно обязательствам по выполнению «майских указов» президента РФ. По ним к 2015 году охват населения госуслугами в регионе по принципу «одного окна» должен быть не менее 90%. Мы этого показателя достигнем, когда откроем 10 удаленных рабочих мест. В следующем году займемся остальными поселениями округа.
– Можно ли будет через МФЦ получить универсальную электронную карту (УЭК)? Правительство ее рекламирует как своего рода стартовый вариант будущего электронного паспорта.
– Мы оформляем заявления на получение УЭК. Эта карта может быть и платежным средством, и медицинским полисом, и СНИЛСом, содержать сведения об ИНН – словом, функционал у нее предполагается широкий. Через нее также можно будет получать госуслуги в электронном виде с помощью интернета или через МФЦ.
На карту можно записать ЭЦП (электронно-цифровую подпись), которая особенно должна пригодиться предпринимателям. С помощью этой подписи можно подавать и получать документы в электронном виде. Мы пока выдаем карты без подписей, планы по внедрению ЭЦП на наших картах у нас есть. Округ уже достаточно информатизирован, я думаю, многие граждане найдут эту карту полезной.
– Многие услуги можно объединить по общему характеру, можно ли создать такого рода блоки?
– В ближайшем будущем все государственные и муниципальные услуги будут систематизированы по жизненным ситуациям. При пополнении в семье можно будет сразу получить свидетельство о рождении и оформиться на очередь в детский садик. Зачастую люди приходят в МФЦ и не могут объяснить, какие услуги им надо получить, здесь им могут помочь наши сотрудники.
Например, к нам приходила женщина, у которой сгорел дом, спрашивала, имеет ли она право на какие-либо выплаты. И выяснила, что в Ненецком автономном округе есть возможность оказания такой помощи погорельцам – это государственная услуга «оказание помощи отдельным категориям граждан». Как видим, речь про пожары в названии услуги не идет, тем не менее, выплата социальной помощи проходит именно по этой услуге. Таким образом, в настоящее время проводится большая работа по разделению услуг на блоки и, попадая в определенную жизненную ситуацию, заявитель сможет получить не одну услугу, а сразу все полагающиеся ему услуги.
– Еще одним преимуществом МФЦ является дистанционный сбор документов за заявителей. Что сделано в этом направлении?
– Надо сказать, что для получения государственной услуги заявителю требуется собрать достаточно большой перечень документов. В основном, это документы личного хранения и документы, которые находятся в организациях, зачастую являющихся не государственными, а частными. И этот список остается достаточно большим. Мы ведем постоянную работу по оптимизации перечня документов и, в частности, подготовили проект постановления, по которому будем запрашивать документы по максимуму, в том числе и те, которые ранее запрашивать не имели права в силу их частного характера. Сейчас мы также достигли договоренности с управляющими организациями, в ведении которых находится жилье, с органами технической инвентаризации, чтобы у нас можно было заказать технический паспорт на помещение и запросить справку о составе семьи без участия заявителя. В ближайшее время число документов, которые нужно будет приносить с собой человеку, начнет сокращаться.
У людей сложилось мнение, что МФЦ должен собрать вообще все документы за гражданина, но, к сожалению, это невозможно, потому что некоторые документы есть исключительно у человека на руках, например, трудовая книжка. Некоторые документы выдают коммерческие или образовательные организации, находящиеся за пределами Ненецкого автономного округа. Есть конфиденциальные документы – некоторые медицинские справки или бумаги об усыновлении. Ряд документов нам никто, кроме гражданина, дать не может.
– Есть ли сотрудничество с правоохранительными органами?
– Да, МФЦ может выдавать справки об административных правонарушениях по линии ГИБДД, об отсутствии долгов – у судебных приставов или о ходе исполнительного производства. За справками по ГИБДД к нам обращаются довольно часто.
– А свидетельство о браке у вас получить нельзя? Или люди начнут свадьбы в МФЦ справлять?
– Пока нет. ЗАГС в Нарьян-Маре находится в подчинении Архангельской области. Но проект соглашения с ЗАГСом уже готов и проходит согласование, с будущего года мы планируем организовать подачу заявлений о заключении или расторжении брака, выдачу свидетельства о рождении и т.д. Сама церемония бракосочетания, конечно, в ЗАГСе будет проходить, а вот подать заявление и получить свидетельство о браке можно будет в МФЦ.
– Заявления по-прежнему пишутся от руки?
– Заявления готовятся нашим специалистом на компьютере. У нас стоит своя информационная система АИС «МФЦ». Наш специалист заносит данные и система автоматом формирует заявление.
– А что с МФЦ в Искателях? Было обещание, что летом он откроется.
– К сожалению, летом не удалось, подвел нас подрядчик с проектной документацией, очень долго ее готовил. Но до конца года мы введем в строй искательский МФЦ на улице Губкина, 3б. Сейчас там идет ремонт. Новый МФЦ будет открываться в фирменном стиле, и все учреждения МФЦ в РФ будут называться «Мои документы». Пока по стране каждый делает МФЦ по своему вкусу, а будут единая концепция и бренд. Сотрудников будем набирать примерно за месяц до открытия. Надо сказать, что у нас высокие требования, а конкурс при открытии первого МФЦ составил 150 человек на семь позиций.
– И напоследок – каков график работы МФЦ?
– Мы работаем семь дней в неделю, без перерыва и выходных, с девяти утра до восьми вечера. Очередей у нас нет, и, я думаю, нам удастся избежать их, несмотря на рост числа посетителей. Есть система электронной очереди в нашем офисе, записаться можно также и через интернет на нашем портале mfc.adm-nao.ru, там же есть перечень всех услуг. Постоянно работает оператор по номеру 2-19-10, по которому можно получить консультацию, записаться на прием и узнать ответы на все вопросы о МФЦ.