Вы здесь

На Печоре все спокойно

Инспекторы Михаил Кирпичников и Сергей Решетников заступили на смену

Холодное воскресное утро в Нарьян-Маре. Не хочется вылезать из теплой постели в выходной день. Но только не для всех этот день – выходной. Для сотрудников службы ГИМС МЧС РФ по НАО это самые обычные будни. В очередное дежурство на реку Печору выходят старший государственный инспектор Михаил Кирпичников и его напарник Сергей Решетников. Вместе с ними отправился и корреспондент «НВ».

На реке еще прохладнее. Слава богу, нет дождя и ветра, хотя, когда катер набирает скорость, ветер, само собой, появляется. Катер открытый. Интересуюсь, почему нет тента. Михаил отвечает, что тент уже отслужил свое, даже починке не подлежит. В будущем году собираются купить новый, а пока обходятся без него.

Причем, как рассказали инспекторы, мне еще повезло: перед этим четыре дня штормило, были и дождь, и ветер, и высокие волны. Но это не останавливало наших земляков, желающих выйти на лодке на речные просторы. Несли свою нелегкую службу и сотрудники ГИМС. Такая у них работа.

Государственную инспекцию по маломерным судам можно сравнить с Госавтоинспекцией, только, разумеется, действующей на воде. Вот мы выходим, так сказать, «на трассу» и дрейфуем напротив Лесозаводской курьи. Здесь сходятся речные пути-дороги тех, кто отправляется из города, и тех, кто идет из других населенных пунктов.

Действия инспекторов просты. Увидев приближающуюся лодку или катер, Сергей Кирпичников поднимает жезл с табличкой «Стоп». Суда сближаются. Инспекторы проверяют документы судоводителя, укомплектованность лодки необходимым оборудованием, наличие и исправность судовых огней. Если все в порядке, желают счастливого пути. Такая, в общем-то, спокойная работа. Ни погонь, ни грозных окриков, ни споров: кто прав, кто виноват. Водители лодок и пассажиры реагировали на встречу с инспекторами совершенно спокойно.

Это и понятно. Михаил и Сергей работают в ГИМСе уже много лет. Их хорошо знают горожане и жители прибрежных сел. Да и они сами почти всех знают в лицо. Встречаясь на реке, обмениваются новостями, интересуются общими знакомыми. Почти по-семейному.

Тем не менее, это не означает снисходительного отношения к нарушителям. Вот очередные остановленные лодочники не смогли предъявить документов на лодку. Оправдания, что забыли, мол, в машине на берегу, помогают мало. Инспекторы отправляют их обратно за бумагами и делают предупреждение.

– Как правило, этого достаточно, – поясняет Михаил. – В следующий раз человек обязательно проверит наличие документов, отправляясь в путь. Наша главная задача – не ловить и наказывать нарушителей, а предупреждать несчастные случаи на воде. «Инспекторы, поджидающие добычу в кустах», – это не про нас.

Профилактика дает хорошие результаты. За последние годы все меньше судоводителей допускают нарушения. Лодки и их оборудование содержат в порядке. Почти не стало пьяных за штурвалом – таких за 2014 год было зафиксировано всего лишь двое – на год они лишены права управления лодкой.

Все, как один, водители и пассажиры одеты в спасательные жилеты. Это тоже стало нормой.

– Спасательные жилеты стали красивее, к тому же они хорошо защищают и от ветра, – поясняет Михаил Кирпичников. – А по нашей части результат тоже сказался. Если в 2007 году в Ненецком округе было 36 утонувших, то в 2013 году погибло только шесть человек, а в 2014 – всего трое. Без жилета выжить в холодной печорской воде почти невозможно.

Большие перемены, рассказывает Михаил, произошли в 2005 году, когда ГИМС вошла в структуру МЧС. До этого инспекция по маломерным судам в Ненецком округе приписывалась к различным ведомствам, одно время была даже в составе «Окржилкомсервиса». И отношение к ней было соответствующее.

Теперь ситуация в корне изменилась. В службе работают десятки сотрудников, на их вооружении – восемь катеров с мощными моторами, средства видеофиксации, даже алкотестер есть. Созданы четыре отделения в селах округа. Инспекторов стали уважать жители, которые теперь стараются не нарушать правил. Даже прибывающие на лодках гости из соседней Республики Коми, снаряжены как положено и имеют все необходимые документы.

Это очень правильно, что показатели работы инспекторов ГИМСа оцениваются не по количеству задержанных и оштрафованных. Как правило, повторяем, предупреждения хватает, чтобы нарушитель сделал выводы. Тем более, он знает, что в следующий раз инспекторы будут более строгими.

А строгими они бывают и в тех случаях, когда движение по реке несет угрозу жизни и здоровью людей. Вот и в это дежурство внимание инспекторов привлекла лодка, в которой было больше пассажиров, чем положено. Кроме четырех взрослых в ней было трое детей. Нарушителей тут же сопроводили к берегу, где составили протокол и выписали штраф в пятьсот рублей. Дальше передвигаться такой компанией в одной лодке, надеются инспекторы, им будет неповадно.

На такой спокойной ноте и закончилось дежурство старшего инспектора Центра ГИМС МЧС РФ по НАО Михаила Кирпичникова и инспектора Сергея Решетникова. Всего за неделю ими было составлено десять протоколов о нарушениях. Несколько человек пригласили в Центр для профилактической беседы. Обошлось без происшествий. На Печоре все спокойно.