Вы здесь

Надежда у станка

С песней – по жизни

С Надеждой Михайловной Молчановой мы познакомились на теплоходе, во время путешествия из Щельяюра в Нарьян-Мар. Я возвращалась из командировки, Надежда Михайловна – из отпуска.

Мы разговорились, и она призналась, что впервые добирается по воде. Было бы проще долететь на самолете, но она из тех, кто не ищет легких дорог. В свои семьдесят пять, представьте себе, нарочно проделала долгий путь из российской столицы в Коми, чтобы проехаться по Печоре с ветерком!

Буквально через несколько минут беседы я практически влюбилась в эту потрясающую женщину. Мне понравилось в ней все: и ее манера говорить, и заливистый смех, и искренность в глазах. Спешить было некуда, мы стояли на палубе, наслаждались ласковыми лучами солнца и плеском речной воды. Она рассказывала о своей жизни, семье, сыновьях и преданном коте, который ждет ее дома.

– А кто вы по профессии? – спросила я.

– Я – токарь! – ответила она и снова рассмеялась.

А я уставилась на нее во все глаза. Некоторое время назад мне рассказывали про единственную в Нарьян-Маре женщину-токаря, и я тогда решила отыскать ее и написать о ней.

Получается, судьба сама нас свела…

Еда, спецовка, сапоги

Надя родилась в Полярном Мурманской области в 1939 году.

– Нас у мамы двое было: я и брат, – говорит Надежда Михайловна. – Когда началась война, отец ушел на фронт, а нас эвакуировали в Великий Устюг. Папа с войны не вернулся. А мы переехали в Молотовск (ныне Северодвинск), там я окончила семилетку и поступила на токаря, – не спеша, продолжала рассказ Надежда Михайловна.

– Но почему именно на токаря? – недоумевала я.

Она усмехнулась:

– Да потому что денег в семье не хватало, маме было трудно одной растить нас, а в ремесленном училище ученикам выдавали сапоги, спецовку и кормили бесплатно!

Вместе с Надей токарное дело изучала целая группа таких же девчонок. Учились прилежно.

После окончания училища Надя три года по распределению отработала в Мурманске на плавбазе, а потом вернулась в Северодвинск. Примерно в это же время на Яграх организовали совхоз, куда ее пригласили работать. А вскоре направили в Вельск, в школу механизаторов. Там Надежда освоила еще одну профессию – тракториста-машиниста. И познакомилась с будущим мужем, который, как она говорит, стал ее первым и единственным мужчиной на всю жизнь.

Она разглядела его в толпе в прямом смысле этого слова. В их группе было 280 человек, из них девушек только две.

– Саша высоким был, кудрявым, симпатичным. И очень добрым. Александр Федотович Молчанов... Его уже тридцатый год как нет, – вздохнув, произнесла Надежда Михайловна и замолчала.

Какое-то время она смотрела вдаль. Я не донимала ее расспросами.

Грустно улыбнувшись, она взглянула на меня и призналась:

– Я красавицей была, стройная, с длинными косами. Он говорил, что влюбился с первого взгляда. А потом нам пришлось скоропостижно пожениться, чтобы нас направили работать в одно место. Так по распределению в 1959 году мы оказались на целине на Алтае, в городе Бийске. Мы оба работали трактористами, а потом приехали на Сашину родину, – продолжала рассказ Надежда Михайловна.

В 1962 году она устроилась на работу токарем в ОПХ. С тех пор – более полувека – там и трудится. Правда, теперь уже не токарем, а сторожем. На работе ее зовут не иначе как «Михайловна».

Надежда Молчанова считает, что ей повезло с работой в мужском коллективе.

– С мужчинами проще сладить, – говорит она. – У женщин часто случаются склоки, сплетни какие-то, а мужики – они другие, терпеливые, немногословные.

На вопрос, трудно ли женщине быть токарем, она отвечает:

– Любая работа трудная, если выполнять ее качественно. Токарь – он же как ювелир, точность нужна, терпение. Тяжести таскать приходится. Но когда привыкнешь, этого уже не замечаешь.

Автоледи

А еще Надежда Михайловна – водитель со стажем, за рулем с 1983 года. Интересуюсь, какой модели у нее автомобиль.

– «Жигули» семерка, – отвечает моя собеседница.

Она рассказывает, что раньше они жили в стареньком доме без удобств на Пустозерской улице. Недавно его снесли, и Надежда Михайловна, как переселенец из ветхого и аварийного жилья, получила квартиру в новостройке.

– Благоустроенная квартира – это, конечно, совсем другое дело. Есть с чем сравнить! В старом доме воду нам подвозили на машине, туалет был прямого падения. Теперь наслаждаюсь! – делится моя героиня.

Долго и подробно Надежда Михайловна рассказывала о трех своих сыновьях, которые ей подарили уже семерых внуков.

– Олег на буровой трудится, Андрей – в котельной, Сергей – строитель, – говорит она.

Мы заговорили о творчестве, и я узнала еще один факт биографии Надежды Молчановой: оказывается, она прекрасно поет и много лет была участницей народного хора имени Смирновых.

На вопрос о любимой песне она ответила так:

– Какая новая, та и любимая!

И внезапно вспомнила 1979 год, когда Нарьян-Мар горел и дома вспыхивали один за другим.

– Мы готовились ко Дню города, участников творческих коллективов даже от работы освободили, приехал режиссер из Москвы, ставил спектакль, – вспоминает Надежда Михайловна. – На репетициях мы уставали больше, чем на работе. В первый день был концерт для высоких гостей, а второй концерт должен был состояться для горожан. Мы надели костюмы, готовились к сцене, и вдруг кто-то сообщил, что в Кармановке загорелся дом, через некоторое сказали, что начался пожар в морском порту, а потом еще и еще. Ужасно было... – произнесла Надежда Михайловна, поежившись.

Мать гуляет, и вы отдыхайте!

Наш разговор прервал капитан теплохода, пригласивший нас на ужин, и мы продолжили разговор в кают-компании.

Надежда Михайловна рассказала смешной случай:

– Как-то с хором мы собрались в Усть-Цильму на гастроли, Майя и Вячеслав Смирновы были еще живы. Ехать собирались мы и «Юность Севера». А муж сказал как отрезал: «Ты не поедешь». Ему не очень нравилось, что я столько времени посвящаю творчеству, ведь мы репетировали почти каждый день, и я ходила в ДК как на работу. Мы повздорили, он закрыл дверь и улегся спать на полу у порога, чтобы я не ушла. Я слышу, он захрапел, покидала вещи в сумку, открыла дверь, быстро перешагнула через него и была такова! Приезжаю через неделю, захожу в дом, а там... Не убрано, песку по колено! Я старших сыновей спрашиваю: «Неужели нельзя полы подмести?» А они отвечают: «Нам папка сказал: мать гуляет, и вы отдыхайте!»

Надежда Михайловна говорит, что хранит светлую память о муже, помнит все до мелочей и благодарит судьбу, что связала их и подарила троих сыновей.

А с песней Надежда Михайловна не расстается. Теперь она – участница хора ветеранов «Надежда» культурно-делового центра и, кстати, продолжает гастролировать.

Недавно хор, которым руководит Андрей Сядейский, стал бронзовым призером сразу двух международных конкурсов в Москве: «Богатство России» и «Единство России». А Надежда Молчанова завоевала первое место в номинации «Солисты», исполнив песню про северную ягоду-морошку. Конкурс проходил в Москве, его участниками стали более 60 самодеятельных коллективов и исполнителей практически со всех регионов страны.

Юбилейное путешествие

В этом году, юбилейном для Ненецкого округа, Надежда Молчанова тоже отмечала юбилей, ей исполнилось 75 лет. Но она совершенно не вписывается в привычный нам всем образ бабушки. Передо мной стояла загорелая, моложавая и очень симпатичная женщина.

– Юбилей гуляли несколько дней – сначала в ресторане, на следующий день в чуме, а потом я подумала: почему бы и мне не сделать подарок себе, любимой? Купила билеты и рванула в «юбилейное путешествие», – рассмеявшись, рассказывала Молчанова. – Сначала я полетела с внуком в Турцию, потом уже одна поехала в Новомосковск, затем в Сергиев Посад, к подружке, затем махнула на Кубань, оттуда в Котлас, заезжала еще в Ираель и в деревню Ласта, там у жены старшего внука живут родители. Погостила немного и поехала в Краснобор и Щельяюр, купила билет на теплоход, и вот мы с вами встретились...

Я слушала ее, открыв рот, и не могла поверить, что эта женщина – дитя войны, и на ее долю выпало столько боли и лишений. Рано осталась без отца, почти три десятка лет назад похоронила мужа, но сильный характер, терпение и доброта по отношению к людям помогли ей стать такой как сейчас – достойной восхищения.

С юбилеем вас, Надежда Михайловна! Счастья вам, здоровья и удачи!