До недавнего времени побывать в Заполярье удавалось немногим, и почти всегда это было связано с работой мужественных людей – геологов, полярников, метеорологов, летчиков. О том, чтобы поехать отдыхать туда, где сорокоградусные морозы и белое безмолвие, не было и речи. Но времена меняются.
Поездкой в Турцию или Египет жителей мегаполисов уже не удивишь. Ну да, полежал на песке, погрел бока. То ли дело побывать в Арктике!..
Об арктическом туризме наш корреспондент беседует с начальником отдела туризма департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа Юлией Ляпиной.
– Юлия Викторовна, скажите, пожалуйста, что это такое – арктический туризм? Какие направления он в себя включает?
– Официального определения для арктического туризма пока еще нет. Долгое время под ним понимались круизы на ледоколах в высокоширотные территории. Если говорить об арктическом туризме в России, то, как правило, это – путешествия по территориям, входящим в состав Арктической зоны РФ. Сегодня уже можно говорить об арктическом туризме, как о целом комп-лексе туристических направлений: это и культурно-познавательное, и природно-экологическое, и событийное, и детско-юношеское, и этнографическое, это арктическая охота и рыбалка, паломничество и еще много-много всего. Как видите, Арктика предоставляет безграничные возможности для путешественников.
– Почему в последнее время арктический туризм стал столь популярен?
– Да, он действительно становится все более популярным в мире, и не только среди иностранных граждан, но и среди россиян, которые «уже все повидали». Путешествие в Арктику может заинтересовать людей практически любых интересов, возрастов и профессий. И здесь речь идет не о круизах на ледоколах, которые доступны, в основном, состоятельным иностранцам и россиянам, а о турах в совершенно доступную Арктику, когда через каких-то два часа пути на самолете турист оказывается в мире белоснежных просторов, полярной ночи, невероятной тишины и совершенно иной цивилизации.
Повторяю, Арктика может заинтересовать любого, вопрос в том, на какого конкретно туриста ориентируется тот или иной арктический регион. Какие потенциальные возможности есть у него, и какие региональные турпродукты предлагаются.
– В Ненецком округе туризм только еще зарождается. Расскажите, пожалуйста, об его развитии.
– Да, действительно, туризм в НАО еще очень молод, можно сказать, что здесь мы – дети. И это не с точки зрения туристического бизнеса, поскольку турбизнес в НАО был всегда: люди приезжали с деловыми целями (а это тоже своеобразный туризм), на охоту, на рыбалку, чтобы принять участие в каких-то мероприятиях, форумах. Слово туризм (tour – поездка) означает временный выезд людей в другую местность или страну.
Нет, я сейчас говорю о системном подходе к сфере управления туризмом в НАО.
Сегодня туризму отводится в России весьма значимая роль, он должен стать сектором реальной экономики, выполнять функции по импортозамещению, содействовать решению задач по государственно-частному партнерству, привлечению инвестиций, развитию малого и среднего предпринимательства, созданию новых рабочих мест... Этот список можно продлить до бесконечности. Эксперты подсчитали, что отрасль туризма соприкасается с 53 отраслями народного хозяйства.
На мой взгляд, государственная работа по развитию туризма в Ненецком округе началась в 2012–2013 годах, а в последнее время значительно активизировалась. Была разработана программа развития туризма, построен и заработал Туристический культурный центр с сайтом www.visitnao.ru, появились гранты на создание турмаршрутов. Сделать нужно еще очень многое, но основы уже заложены. Залог успеха я вижу в том, что губернатор региона Игорь Викторович Кошин понимает важность развития туризма и поддерживает эту отрасль.
– Что необходимо для того, чтобы Ненецкий округ стал интересен для туристов? Кто или что может этому способствовать?
– Туризм в округе будет развиваться в любом случае. Это обусловлено, прежде всего, уникальными особенностями НАО – не многим регионам и странам повезло обладать своим кусочком настоящей Арктики. Вопрос в том, как быстро пойдет процесс, насколько он будет упорядочен и управляем. Чтобы грамотно управлять туризмом, в округе необходимо, прежде всего, определиться с тем, кто наш турист, какие конкретно направления мы хотим развивать, для чего нам это нужно, какое количество туристов округ способен принять без ущерба нашей хрупкой природе, каким образом мы будем «развлекать» туристов. Необходимо разработать и принять на окружном уровне концепцию комплексного развития туризма на длительный период, а к разработке этого документа привлечь профессионалов. Принятие концепции должно идти в несколько этапов, начиная с экспертного анализа и заканчивая общественным обсуждением. Необходимо, чтобы все участники туррынка поняли и приняли выработанные программы. Это, во-первых. А, во-вторых, в соответствии с концепцией и федеральными законами необходимо разработать окружной закон о туризме. Параллельно мы должны вести работу с предприятиями туриндустрии округа по консолидации усилий, направленных на развитие туризма.
Большинство экспертов, побывав в округе, отмечают, что у нас есть готовый базовый турпродукт, но не хватает грамотной стратегии продвижения. Бездумно рекламировать туризм тоже нельзя, хотя бы потому, что мы просто не справимся с растущим турпотоком.
Только общими усилиями властей, турбизнеса, профильных учреждений, общественных объединений и СМИ мы сможем добиться положительного результата.
– Недавно в округе побывали ведущие туроператоры страны. Каковы практические итоги их визита к нам?
– Да, по инициативе департамента образования, культуры и спорта НАО и при поддержке Ассоциации туроператоров России (АТОР) для ведущих российских туроператоров по внутреннему туризму был организован рекламно-информационный тур «Доступная Арктика». Участие в нем приняли представители таких туроператоров, как Russia Discovery, «Дельфин», «Мостурфлот», «Виадук Тур», приехала к нам и исполнительный директор АТОРа Майя Ломидзе. Они взяли с собой съемочную группу ВГТРК. Мы ставили перед собой несколько целей: познакомить туроператоров с возможностями туризма и отдыха в НАО, презентовать базовый турпродукт, который мы условно назвали «Доступная Арктика», получить экспертную оценку профессионалов и проанализировать наши сильные и слабые стороны, а также наладить деловые контакты. Я принимала участие во многих рекламных турах и могу с уверенностью сказать, что по результативности «Доступная Арктика» превзошла все наши самые смелые ожидания. Мы не только продемонстрировали арктическое гостеприимство, но и сумели громко заявить о себе на российском туристском рынке. В результате было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере туризма между нашим департаментом и АТОР. По инициативе туроператора «Дельфин» и с учетом рекомендаций экспертов окружной туроператор «Красный город» уже разработал тур выходного дня «Чумовые выходные в Арк-тике». Он уже появился в каталогах туроператоров «Дельфин», Russia Discovery, «Виадук Тур», что, безусловно, свидетельствует о востребованности арктического турпродукта НАО на российском рынке. Первые заезды запланированы на 3, 5 января и на 6 марта 2016 года.
– Потрясающая новость! Однако, Юлия Викторовна, нет ли опасения, что развитие туризма может разрушительно сказаться на экологии Арктики? Местные жители ценят и берегут северную природу...
– Полностью с вами согласна! Развивая туризм, мы должны всегда помнить о нашей природе и экологии. Эта еще одна особенность округа. Поэтому мы говорим об упорядоченном и системном подходе к развитию туризма, о четкой стратегии продвижения наших возможностей на внутреннем и внешнем туристских рынках. Наша задача, помимо прочего, определиться с антропогенной нагрузкой и выстроить регулируемый турпоток. Турпродукт Ненецкого автономного округа всегда был и останется эксклюзивным.
– И последний вопрос: как к нам будут приезжать туристы? Ведь автомобильной и железной дороги у нас нет, а авиабилеты очень дороги...
– Туристы уже приезжают! Если они толпами не ходят по улицам с фотоаппаратами, это не значит, что их нет! На самом деле, авиаперелет Москва – Нарьян-Мар – Москва обходится значительно дешевле, чем полет в Архангельск и обратно. По сравнению с другими арктическими регионами, транспортная составляющая у нас намного дешевле, а соответственно дешевле и турпакет. Ненецкий автономный округ – это доступная Арктика. И в этом наше преимущество!