Вы здесь

Встроить в образование

Окружные депутаты обсудили вопрос об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных организациях.

В работе постоянной комиссии Собрания депутатов по социальной политике приняли участие представители департамента образования, культуры и спорта НАО, руководители региональных образовательных организаций, некоммерческих организаций и уполномоченный по правам ребенка в НАО Римма Галушина.
– Вопрос инклюзивного школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья требует нашего особого внимания, – подчеркнула в начале заседания комиссии Татьяна Бадьян, вице-спикер Собрания. – Тема очень тонкая.
Субсидия
для «Гнёздышка»
Депутаты заслушали информацию о текущем состоянии дел по организации и обеспечению равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
С докладом выступила представитель профильного департамента, начальник окружного управления образования, молодежной политики и спорта Лиана Храпова. Она рассказала, что в системе дошкольного образования округа сегодня работают 34 учреждения, которые посещают 3441 воспитанник.
– Весной этого года округом во второй раз была привлечена субсидия из федерального бюджета, – отметила Лиана Анатольевна. – Деньги пошли на создание в шести дошкольных образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Речь идет о детских садах «Теремок», «Семицветик», «Радуга», «Кораб-лик», «Росток» и «Гнёздышко».
– В группы для детей с ОВЗ принимаются все без исключения дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающей, реабилитационной помощи, – пояснила Лиана Храпова. – Это дети со сложным дефектом развития, с нарушением слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. С ними работают специалисты – педагоги, психологи, медицинские работники, которыми проводятся индивидуальные и групповые занятия с детьми. Для родителей же проводятся консультации по вопросам развития и воспитания.
На условиях равного доступа
– Вопросы, которые мы сегодня рассматриваем, напрямую связаны с жизнью населения округа, – отметила вице-спикер Собрания депутатов Татьяна Бадьян. – Первоочередной задачей является обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся. С учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
По оценке специалистов профильного департамента, в округе созданы условия для получения общего образования для детей с инвалидностью и ОВЗ. В настоящий момент в регионе работают 28 образовательных организаций, в которых обучаются более 6 тыс. детей. Из них 656 детей с ОВЗ и 82 ребенка-инвалида.
Специальная (коррекционная) школа-интернат с 1 сентября 2016 года реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью. В этой школе учатся 94 ребенка, из них 33 ребенка-инвалида.
Как проинформировала депутатов представитель профильного департамента, три городские школы – четвертая, пятая и Ненецкая специальная (коррекционная) школа-интернат – обучают детей в рамках госпрограммы «Доступная среда».
– В школе № 4 реализуется программа по работе с семьями, имеющими ребенка с ОВЗ. Также на базе школы имени А. П. Пырерки с января 2017 года открыт учебно-консультативный пункт «Школьный центр здоровья», где работает оздоровительно-реабилитационный кабинет для детей с ОВЗ, – рассказала Лиана Храпова.
В регионе функционирует центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи как структурное подразделение ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования» (Центр «ДАР»). Там работают 11 человек, из них четыре педагога-психолога, два учителя-логопеда, два воспитателя, клинический психолог, социальный педагог и учитель-дефектолог.
«Дорожная карта»
для педагога
Представитель профильного департамента проинформировал депутатов, что с 1 сентября прошлого года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ). В связи с этим, в 2016 году в двух общеобразовательных учреждениях округа были открыты два первых класса, где обучаются дети с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования «7.2» (для детей с задержкой психического развития).
С 1 сентября 2017 года в трех общеобразовательных учреждениях открылись еще три класса по программе «7.2». В восьми школах округа обучаются первоклассники в рамках инклюзии по программе «7.1» (для детей с задержкой психического развития). Как рассказали депутатам представители профильного департамента, все ребята обеспечены учебниками и учебно-методическими пособиями. Частично произведена замена учебников и приобретены новые.
Согласно «дорожной карте» по введению ФГОС ОВЗ образовательные организации продолжают мероприятия по повышению квалификации педагогических работников. По состоянию на 1 июля 2017 года, 80% от общей численности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, повысили квалификацию. Специалистами центра развития образования разработана «дорожная карта» по повышению уровня профессиональной компетенции педагогических работников государственных образовательных организаций НАО.
Вместе с тем, участники заседания отметили, что в системе дополнительного образования занимаются только 45 детей с ОВЗ и 14 детей-инвалидов. Как сообщила уполномоченный по правам ребенка в НАО, в регионе инвалидность установлена 181 ребенку. По мнению Риммы Галушиной, необходимо привлекать большее количество детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям в системе дошкольного образования, к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях.
При обсуждении этого вопроса вице-спикер Татьяна Бадьян обратила внимание на необходимость строительства нового здания Ненецкой специальной (коррекционной) школы-интернат и проработки вопроса о дальнейшем развитии учреждения как ресурсного центра инклюзивного образования.
Также она отметила, что в регионе действует «Стратегия действий в интересах детей в Ненецком автономном округе на 2012–2017 годы». И предложила обсудить ее итоги, рассмотреть возможность ее дальнейшей реализации.
По итогам заседания профильной комиссии департаменту образования, культуры и спорта округа рекомендовано проработать вопрос о материально-техническом обеспечении нового детского сада в жилом микрорайоне на улице Шевцова. Также – предусмотреть необходимое оборудование для организации воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ и запланировать необходимое финансирование в окружном бюджете.
 

Справка «НВ»
Для обеспечения равных возможностей в получении дошкольного образования в регионе функционируют группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти группы посещают дети с нарушением речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, центральной нервной системы, с задержкой психического развития. Последние два года работали восемь групп компенсирующей направленности, в них занимались 96 детей с ОВЗ. С сентября открылась еще одна группа.

 

Справка «НВ»
 С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в статью 12 закона округа от 16.04.2014 г. № 12-оз. В соответствии с ними категория «обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды» является одной из пяти категорий граждан, наделенных правом на бесплатное питание в госорганизациях региона, осуществляющих образовательную деятельность, за счет средств окрбюджета. При этом дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ОВЗ, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.