Вы здесь

Друг друга любить – всё пережить

Юбиляры пронесли огонь любви до бриллиантовой свадьбы  / Фото из семейного архива Ардеевых

Супруги Ардеевы из села Коткино отметили бриллиантовую свадьбу и поделились секретами семейного долголетия

 

Прожить вместе душа в душу 60 лет – редкое счастье, даётся оно немногим. Впрочем, слово «даётся» здесь не совсем точно передаёт суть, ведь такое счастье надо заслужить и суметь его удержать: лаской, доверием, взаимной заботой.

 

Иначе трудиться не умели

 

Всю свою долгую совместную жизнь Егор Васильевич и София Александровна прожили в своём родном Коткино, селе, которое и они, и их дети, а теперь уже внуки, правнуки считают самым лучшим местом на земле.

Это сейчас в массовом сознании образ счастливой жизни связан с достатком и праздностью. Но настоящий секрет счастья отнюдь не в этом.

Семья Ардеевых образовалась в трудные послевоенные годы, когда люди с особым рвением трудились на благо своей Отчизны. Делали это осознанно, с огоньком, потому что не умели иначе.

...Егор Васильевич родился в деревеньке Суле, которой сегодня уже не найдёшь на карте округа. В 1957 году семья переехала в Коткино, именно тогда упразднили Сулу.

Дочка Александра Егоровна рассказывает про папу:

– Он из простой семьи колхозника, но у него была какая-то врождённая интеллигентность: ни с кем не ругался, никогда никого не оскорбил, ко всем обращался уважительно, на «вы» и по имени-отчеству, – вспоминает она. – Даже к тем, кто младше его по возрасту. Папа рос без отца и старшего брата, но всему научился у добрых людей, как и мама. Сам построил дом, в котором мы все выросли, потом в нём росли и внуки. Сам всегда плотничал, ремонтировал технику, был отличным электриком. В честь него назван их единственный внук, а в честь бабушки – одна из пяти внучек.

 

Жили непросто, но счастливо

 

Но до этого прошла целая жизнь, полная труда и забот. О ней София Александровна рассказывает без тени сожаления – как о самой счастливой доле.

– Только пятнадцать лет мне исполнилось, позвали на недельку на маслозавод, там девушка ушла на больничный, надо было заменить, – вспоминает женщина. – Мама меня никак не хотела на завод отпускать, говорила, там тяжёлая работа, плакала даже. А я вместо недельки там семнадцать лет отработала, замуж вышла, родила пятерых детей.

В те годы пятнадцатилетние уже считались вполне взрослыми людьми и решения принимали самостоятельно. Подростком Соня уже была надёжной опорой матери. В семье росли одиннадцать детей, и она, как старшая, помогала во всём. В то время с молодых лет умели вести хозяйство. И у Софьиной мамы, и у неё самой в доме всегда был идеальный порядок: полы намыты, постели заправлены как по струночке и всё вокруг покрыто вышитыми полотенцами и покрывалами.

Егор, который был на десять лет старше Сони, работал на электростанции и частенько бывал на маслозаводе. Там и присмотрел для себя хрупкую невесту, которая стала для него верной спутницей на всю жизнь. Когда девушке исполнилось 18 лет, молодые люди поженились.

Свадьба не отличалась пышностью, но была наполнена тем самым душевным теплом и общностью, без которых не жили в те годы.

Простенькое штапельное платье невесты, смущение жениха, колхозные лошадки, везущие свадебный поезд. Поздравляла и гуляла на свадьбе вся деревня, так тогда было принято.

Жизнь в деревне никогда не была простой, а уж в послевоенные годы и подавно. Помогали друг другу, держались все вместе. Сообща отмечали и свадьбы, и поминки. На рождение детей, похороны близких собирались тоже всей деревней.

Про мужа София Александровна с улыбкой говорит: «Послушный оказался!». Он молча улыбается в ответ.

 

Добро всегда возвращается

 

Егор Васильевич трудился в колхозе имени 22-го съезда КПСС, который потом был переименован в «Сулу» и по сей день так называется.

Часто выезжал в командировки и всё, что зарабатывал, отдавал жене: ей виднее, что необходимо для семьи.

Себе, как партийный человек, оставлял только на членские взносы. Но его мудрая супруга никогда не жалела денег ни на технику, ни на сети, так что обделённым муж себя не чувствовал. В семье всегда были моторы, сети, лодки. Большим подспорьем в хозяйстве стал мотороллер «Муравей», и самый первый в Коткино автомобиль марки «Запорожец» появился именно в их дворе.

Своим добром супруги щедро делились с соседями и учили этому детей.

После войны в деревне было много вдов, и Егор Васильевич, возвратившись с рыбалки, отправлял младшую дочку Александру разносить по домам соседей рыбу.

– Помню, как тепло люди с гостинцами встречали: «Спасибо, спасибо, здоровья Егору Васильевичу!». Конфеток мне дадут. А позже, когда папа стал болеть, шли с реки мимо нашего дома и кричали: «София Александровна, давай тару под улов!». Нас уже рыбой угощали. Папа расстраивался даже, вот до чего дожил: рыбаку люди рыбу несут, а мы ему говорим: «Папа, в своё время ты угощал, теперь тебя угощают!».

Добрый совет да наука – дороже денег

 

Чтобы справно и успешно вести большое хозяйство, работать и воспитывать детей да ещё помогать своим старикам – надо было много знать и уметь. А в вузах и техникумах тогда учиться не у всех получалось: надо было трудиться.

Так и получалось, что настоящими университетами жизни для того поколения становились соседи да односельчане.

Вот и Егора Васильевича с Софией Александровной многому научили добрые люди, они хранят память о них и передали её своим детям и внукам.

Всю жизнь София вышивает, а научила её этому Валентина Усатова, которая тогда работала на почте. Как-то между делом показала, так и пошло. Кстати сказать, занятие это наша героиня не оставила и по сей день. В свои семьдесят восемь лет она вышивает тончайшие узоры, чтобы подарить изделия любимым детям и внукам.

Добрым словом в семье вспоминают и воспитателя детского сада Клавдию Истомину.

– Я тогда только родила,– вспоминает София Александровна, – разговорились с воспитателем детского сада Клавдией Григорьевной Истоминой. Она как узнала, что мне надо второй пододеяльник дошить, обняла и говорит: «Милая моя, завтра же иди в магазин и купи швейную машинку, как раз завезли». Этой машинке сейчас шестьдесят лет, а она всё ещё шьёт. Всю жизнь выручала, вся наша большая семья была обшита. Палатки, суконные чуни, постельное бельё и, конечно, наряды – всё было машинке «по плечу». И всё это время я мысленно Клавдию Григорьевну благодарила.

 

Лето – время заботы о зиме

 

Каждый раз восхищаешься, когда вместе с людьми послевоенного героического поколения удаётся прогуляться по страницам их памяти. Семьи были большие, всех обстирать, накормить, обшить, обвязать. И всё это после тяжёлой работы. Да, это ли не подвиг трудовой простых людей!

После маслозавода София Александровна трудилась в хозяйственном магазине, а потом выучилась и до пенсии работала в пекарне.

А муж – рыбак и охотник. И всю жизнь его супруга гордилась, что у неё не пропало ни одной рыбины, не скисла ни одна утка или куропатка.

– Приедет папа с рыбалки и идёт на работу или по делам, а мама рыбу чистит да солит целыми баками, с охоты – значит уток, гусей теребит, – рассказывает Александра Егоровна. – Мы потом помогали, но не очень эту работу любили. За ягодами-грибами отец нас, детей, вывозил. Утром,до своей работы, отвезёт, вечером с полными вёдрами забирает. Мама часто говорила: «Сейчас не особо хотите, а зимой небось вспомните».

Благодатным летом заботиться о холодной зиме – это простая мудрость, доступная сегодня немногим.

Летом своей молодости и юности Егор Васильевич и София Александровна позаботились о зиме спокойной старости, воспитав четверых детей (пятая девочка ушла ещё младенцем), шестерых внуков (среди которых тоже есть Егор и София, названные в их честь). А сейчас в семье уже четыре правнука их крепкого надёжного рода.

И все они с радостью, любовью и уважением поздравили своих дорогих юбиляров, мечтая, чтобы и им в жизни выпало такое счастье: до бриллиантовой свадьбы и дальше любить и беречь друг друга!