Вы здесь

Амдерма: идем на взлет

Аэропорт Амдермы теперь не только погранзона, но еще и зона комфорта

В аэропорту поселка Амдерма завершается капитальная реконструкция аэровокзального комплекса и терминальной инфраструктуры. Репортер «НВ», вместе с экспертами Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) и главой региона Игорем Кошиным, посетил отдаленный населенный пункт и оценил качество и масштаб проводимых работ.

В аэропорт Амдермы возвращаются уют, тепло и комфортабельность: три показателя, без которых очень трудно сегодня представить любую цивилизованную авиационную гавань. Впервые почти за тридцать лет важнейший инфраструктурный транспортный объект российского Заполярья кардинально меняет свой внешний и внутренний облик. Все работы ведутся в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2013 – 2015 годы)».

Апгрейд для воздушной гавани

О том, что заполярный аэропорт всерьез взялся за изменение своего некогда погрустневшего имиджа, мы замечаем буквально сходу, с порога: демонтированы старые полувековые входные двери, целиком заменен настил на современные элегантные плитки из керамогранита, полностью изменился внутренний интерьер зала вылета и прилета. Окна заменены на пластиковые стеклопакеты, встроены симпатичные светильники. Здание аэропорта с внешней стороны утеплено и отделано металлопрофилем с ветрозащитой, заменена отопительная система и установлена новая котельная.

Директор ФГУП «Аэропорт Амдерма» Михаил Соболев, не успев поменять рабочую спецовку на что-то более представительное и не стесняясь этого, с воодушевлением рассказывает главе округа, а также руководителю Заполярного района Олегу Холодову о том, что уже успели сделать строители и работники аэропорта.

– Вот здесь делаем вытяжку, а там будет комната личного досмотра и комната хранения оружия, а еще будем обустраивать для самых маленьких пассажиров пеленальную и комнату матери и ребенка, – рассказывает гостям Михаил Альбертович, добавляя при этом, что внутри аэропорта пришлось целиком проводить перепланировку.

Здание было построено в далеком 1964 году. И, конечно же, полувековой давности внутренняя отделка и расположение терминальной инфраструктуры уже совершенно не устраивали ни работников гавани, ни пограничников, ни тем более пассажиров.

Основной этап реконструкции начался в этом году. Однако этому предшествовал немалый объем работ, выполненных ранее. В августе 2013 года были подведены итоги торгов на разработку проектной документации по объекту «Реконструкция аэропортового комплекса (п. Амдерма)». В конкурсе участвовали четыре проектные организации, а победителем было признано ОАО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект» (г. Санкт-Петербург).

Вопреки прихотям
логистики

Подрядчиком проекта выступает родная строительная организация ООО «НАО Ремстрой» из Нарьян-Мара, к которой, по словам Михаила Соболева, претензий нет. Между тем, как нам рассказали жители поселка, работать подрядчикам из НАО приходится в очень непростых условиях. Почти 1 300 километров надо идти большим морем до населенного пункта от Архангельска, а потому главным соперником строителей стала тяжелая логистика доставки грузов и нерадивость транспортных компаний, взявшихся за перевозку.

– К 25 июля у меня вся уже техника стояла на берегу, но до 16 октября ждал, когда придет все остальное в порт Амдермы: строительные материалы и комп-лектующие, – объясняет нам Михаил Альбертович уже в новеньком зале-накопителе, очень похожем на своего «собрата» из Нарьян-Мара. – До октября все стояло: дверей не было, окон не было, вот сейчас только работа пошла. Отдали в частные руки перевозчикам – и вот результат. Сейчас некому возить, все идут на порт Сабетта. А до Амдермы еще руки не дошли. Вот легкую нефть поднимут на Ямале, глядишь, и к нам двинутся потихоньку.

Спрашиваем у директора, а успеют ли доделать все до конца года, как и планировалось? Михаил Альбертович с завидной уверенностью в голосе отвечает, что сомнений в этом нет: «Обязательно успеем, и к Новому году проведем в новом зале аэропорта презентацию».

– Завтра прилетают еще два человека, которые будут штукатурить, клеить обои и завершать отделочные работы, – говорит Соболев, добавляя при этом в свой «бизнес-план» проводку холодной воды и обустройство канализации.

Обновляется и благоустраивается не только внутренний интерьер амдерминского аэропорта, но, что немаловажно, и его материально-техническая база. В нынешнем году были приобретены фрезерно-роторный снегоочиститель, вахтовый автобус для перевозки пассажиров и рабочих смен, гусеничный снегоболотоход, авиационный подвижной электроагрегат.

Но особенную гордость у Соболева вызывает совершенно новый итальянский топливозаправщик: «Полностью нержавейка, семь с половиной миллионов, плюс доставка 500 тысяч с единицы техники, раздевают, как хотят...»

На очереди – приобретение дополнительной вспомогательной авиационной техники поддержки, но это уже задание на следующий год.

Полярная ночь
будет не страшна

Экспертам Росавиации, прибывшим вместе с нами в Амдерму, предстояло провести в течение двух дней инспекционную проверку и контроль деятельности аэропорта накануне зимней авиационной навигации 2014/15 года.

Чуть позже, уже вернувшись в окружную столицу, мы просим специалистов Федерального агентства воздушного транспорта оценить нынешнее состояние некогда стратегического для России заполярного аэропорта.

– Аэропорт Амдермы приходит в себя, – выдает «НВ» свой оптимистичный вердикт ведущий специалист-эксперт отдела аэропортовой деятельности и воздушных перевозок Архангельского межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Росавиации Юрий Терентьев. – Зал аэропорта обустраивается. Персонал полностью прошел инструктаж по технике безопасности при работах в особых зимних условиях. Но, самое главное, пришла новая качественная техника, в чем мы лично убедились. Аэропорт к зимней навигации 2014/15 готов.

По словам Юрия Клавдиевича, в будущем году в воздушной гавани Амдермы предстоит заменить систему освещения взлетно-посадочной полосы. Нынешняя существующая система освещения, за сроком давности, уже не отвечает современным строгим требованиям, предъявляемым Росавиацией. И поскольку она не прошла сертификацию из-за устаревшего оборудования, использовать ее можно лишь исключительно при форс-мажорных обстоятельствах. Поэтому летать в условиях полярной ночи в Амдерму пока запрещено. Между тем, деньги на закупку нового оборудования Росавиацией уже выделены, осталось пройти процедуру торгов и оперативно закупить его до конца 2015 года, тогда полярная ночь далекой Амдерме будет совсем не страшна.


Справка «НВ»

Началом становления аэропорта Амдермы считается март 1935 года, когда на песчаную косу возле поселка приземлился первый самолет. В октябре 1950 года гавани был присвоен первый класс. В 1956 году было завершено строительство бетонной взлетно-посадочной полосы, размеры которой так и остались до наших дней неизменными – 2 600 на 50 метров. В 1964 году аэропорт переходит на круглосуточный режим работы. Уникальная взлетно-посадочная полоса, построенная в условиях Арктики, способна принимать тяжелые самолеты типа Ил-76 и Ил-86. С 1956 до 1993 года на аэродроме базировался 72-й Гвардейский Полоцкий ордена Суворова III степени истребительный авиаполк.