Вы здесь

Хорошо поработал – хорошо получил

С нового года государственные служащие в Ненецком автономном округе перейдут на новую систему оплаты труда. Зарплаты у чиновников на 40% будут состоять из стимулирующих выплат.

В сентябре в окружное Собрание депутатов был внесен аналогичный законопроект – о введении новой системы оплаты труда для бюджетников. Однако, по итогам общественного обсуждения, принято решение об отзыве законопроекта.

Как новая система оплаты труда способна стимулировать качество работы в бюджетной сфере и, в частности, в системе окружного образования, мы поговорим с заместителем председателя Собрания депутатов НАО, председателем постоянной комиссии по социальной политике в окружном парламенте Татьяной Бадьян.

– Татьяна Николаевна, понятно, что уравниловки в бюджетной сфере быть не должно. Зарплата бюджетников должна зависеть от качества работы. Почему все-таки законопроект, регламентирующий новую систему оплаты труда в образовательной сфере, был отозван?

– Осенние волнения, всколыхнувшие трудовое сообщество, вызванные разработкой окружного законопроекта о новой системе оплаты труда, сейчас улеглись. Речь идет о введении оплаты труда для бюджетных работников по формуле «60 на 40», а также о переходе на эффективный трудовой контракт.

Все эти новшества планировалось внедрить с 1 января 2016 года. Публичное обсуждение окружного законопроекта пришлось на начало учебного года. Особое беспокойство проявили именно педагогические работники, не подозревавшие о корректировках в системе оплаты их труда. На сегодняшний день законопроект отозван решением губернатора Ненецкого АО.

– В последнее время сфера образования в нашей стране претерпевает существенные изменения. Куда направлен вектор изменений?

– Изменения направлены на достижение стратегической цели государственной политики в данной области – обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Сегодня образовательная система призвана готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Безусловно, в этом процессе высокие требования предъявляются к педагогам, которые должны правильно сориентироваться и направить свой потенциал на реализацию поставленных задач.

Понимая груз ответственности, который лежит на плечах педагогических работников, государством многое делается для улучшения материального положения и повышения социального статуса работников образования. Можно констатировать, что в целом доходы учителей стабильны, улучшается инфраструктура образовательных организаций, школы и детские сады ремонтируют, оснащают всем необходимым, развивается система дополнительного образования.

Теперь пришло время сделать акценты на качестве образовательных услуг. Для этих целей и вводится система эффективного контракта, которая соотносит зарплату работника с качеством выполняемой им работы.

– Попробуем разобраться в плюсах и минусах этого механизма. В чем суть эффективного контракта?

– Применительно к системе образования, смысл эффективного контракта заключается в грамотном составлении трудового договора, где четко и логично прописаны критерии и стандарты, которых должен придерживаться учитель в процессе обучения. В договоре в полной мере должны быть отражены обязанности сотрудника, показатели эффективности его работы, конкретизированы условия труда работника.

При этом очень важно отразить возможности инновационной деятельности педагога. Каждый из них должен видеть и понимать, какова зависимость между его зарплатой и качеством преподавания. Помимо базового оклада, который будет зависеть от образования сотрудника и его должности, впервые в бюджетной сфере вводятся специальные стимулирующие надбавки. Принцип стимулирования позволит выйти на новый уровень поощрения тех лучших работников, которые сегодня более эффективно оказывают социальные услуги нашим гражданам.

При таком раскладе, возможно, для молодых и перспективных специалистов педагогическая профессия станет более привлекательной, так как не всегда результативность работы можно определить только долголетием в профессии.

В настоящее время внедрение эффективного контракта в образовательные организации на территории округа идет полным ходом. В соответствии с постановлением правительства, практический переход на эффективный контракт с работниками бюджетных учреждений должен завершиться в 2018 году.

– Переход на новые формы организации труда с одной стороны вызывает живой интерес, с другой – показывает неоднозначное восприятие идеи эффективного контракта. Почему так происходит?

– По моему мнению, в первую очередь, это связано с недостаточной информированностью: педагогические работники не вовлекаются в процесс разработки показателей эффективности и системы стимулирования, слабо ориентируются в финансово-экономическом механизме управления региональной системой образования.

В Ненецком округе разработчики законопроекта, изменяющего действующую систему оплаты труда работникам бюджетной сферы, предлагают руководителям учреждений заключать эффективные контракты с работниками, а при назначении стимулирующих выплат исходить из формулы 60% на 40%. Первый показатель – это гарантированная часть зарплаты, а второй – стимулирующие выплаты. Под стимулирующие попадают такие показатели, как премия, доплата за стаж, надбавка молодым специалистам, доплата за интенсивность и высокие результаты.

В ходе публичного обсуждения законопроекта окружное педагогическое сообщество выразило свое категорическое непринятие новой схемы оплаты труда. На сегодняшний день оклад педагога (из расчета его нагрузки) и надбавки за стаж являются гарантированной суммой, на которую может претендовать учитель.

Для молодого специалиста персональные надбавки, выплачиваемые в течение трех лет, также становятся существенным подспорьем в зарплате. По мнению педагогов, вывести данные объективные критерии в разряд стимулирующих выплат, значит ухудшить условия труда и снизить размер оплаты, особенно при неизменном фонде оплаты труда. Проблематично установить стимулирующие и для технических работников, главное для которых – соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

– В этой связи, какую работу необходимо провести, чтобы механизм новой системы оплаты труда был прозрачным и понятным? Как в целом население округа может принять участие в общественном обсуждении того или иного документа?

– Сам формат общественного обсуждения социально важных законопроектов только приобретает формы и методы: это письменные обращения и телефонные звонки, отзыв на сайте Собрания депутатов, мнение населения, трудовых коллективов на встречах с депутатами. Спасибо коллегам за неравнодушную гражданскую позицию. Главное – формируется диалог и координация действий с органами власти.

Самое сложное для нас – сформулировать единые критерии и нормативы эффективности и оценки работы сотрудников: непонятно, как оценивать качество образовательных услуг.

Без информационного и научно-методического сопровож-дения внедрения новой системы оплаты труда у руководителей образовательных организаций отсутствует понимание процесса распределения стимулирующих выплат. Активнее должны работать методические, профессиональные группы над этой темой, многое зависит от нашей готовности к переменам.

Поэтому практический переход на эффективный конт-ракт требует существенных доработок, и, в первую очередь, разъяснительной работы с педагогическими коллективами. Это подтвердила и реакция общественности в нашем регионе: окружные педагоги готовы к новым форматам работы при условии, что суть нововведений будет для всех прозрачной.

Мы с вами говорим о заработной плате педагогов. Как по новой системе оплаты труда будет зависеть зарплата руководителей образовательных учреждений?

– Форма «эффективного контракта» со временем станет нормой для работников всех учреждений бюджетной сферы. Ставится задача установления зависимости размера заработка не только от результатов работы конкретного сотрудника, но и от результатов работы учреждения в целом, его структурных подразделений, что должно обеспечить заинтересованность персонала в достижении более высоких коллективных результатов труда.

Программой также установлено соотношение не окладов, а средней заработной платы руководителя и всех работников учреждения. То есть оклад руководителя будет напрямую зависеть от заработной платы работников возглавляемого им учреждения. Оклады заместителей и главного бухгалтера рекомендовано устанавливать на 10–30% ниже, чем у руководителя.

Все предельно просто: креативный педагог может и должен иметь более высокую заработную плату. А от руководителя зависит мотивация всего коллектива на достижение высоких результатов.


КСТАТИ

В России принята «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы». Ее еще называют «Дорожной картой». Она распространяется на все отрасли социальной сферы, где требуется совершенствование сис-тем оплаты труда – в образовании, культуре, здравоохранении, социальной политике.

В разделе II Программы сказано, что систему оплаты труда необходимо совершенствовать для:

– сокращения разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту РФ;

– устранения необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;

– оптимизации системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют;

– отмены стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников;

– определения оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.