Вы здесь

Первым делом вертолеты?

Глава региона Александр Цыбульский продолжает знакомиться с работой предприятий округа. На прошлой неделе врио губернатора НАО посетил Нарьян-Марский объединенный авиаотряд.

Экскурсию по своей вотчине проводит гендиректор предприятия Валерий Остапчук. Старт – от здания КПП.
– А это что за здание? – взгляд главы региона падает на видавшую виды постройку рядом с КПП.
– Старое здание досмотра. Там сейчас «столярка» находится. Планируется под снос, – рапортует руководитель авиаотряда.
Около контрольно-пропускного пункта Валерий Евгеньевич рассказывает про ограждение по периметру аэропорта. Говорит, что с ним были проблемы. По-нормальному его сделали в 2012 году на окружные средства. На эти же деньги привели в порядок систему видеонаблюдения.
– Можем зайти в службу авиационной безопасности и посмотреть, как работает система, – предлагает Валерий Остапчук.
Собственно, сей вопрос означал приглашение. В отдельном помещении – четыре монитора, десятки камер. Внимательный взор Александра Цыбульского падает на маленький черный квадрат. Где изображение? Оказалось, камеру занесло снегом. Сегодня действительно обильные осадки.
Глава региона вообще внимателен к деталям. Вникает во все. Через пару минут он слегка пожурит директора предприятия. Дескать, что это у вас на одной из машин реклама британской компании? Слишком бросается в глаза. Валерий Остапчук улыбнулся. Зато все исправно работает. Тут уже Александр Витальевич спорить не стал.
Осмотрел он и пожарные автомобили. Выезжают машины из боксов, когда прилетают воздушные суда. Более подробно гендиректор авиапредприятия рассказал про новый КамАЗ. Домчит до крайней точки взлетно-посадочной полосы за три минуты. Мощность двигателя – 350 лошадиных сил. Глава региона с уважением посмотрел на технику.
    
Взгляд сверху
По крутым ступенькам поднимаемся на вышку. Отсюда как на ладони видна территория аэропорта. Чуть отдышавшись после непростого подъема, в разговор вступает начальник службы авиационной безопасности Юрий Адаменко. Говорит, неплохо бы для контроля территории аэропорта поставить локаторы, тепловизоры. Радиус их действия – три километра. Если два таких установить, то можно охватить весь участок.
– Или все-таки установить ограждение? – интересуется Александр Цыбульский.
– Выйдет дороже. Один километр стоит около 4 миллионов рублей, – приводит цифры Валерий Остапчук.
Разговор про ограждение возник неспроста. Тут Валерий Евгеньевич подходит к окну и показывает, в чем тут загвоздка.
– Вон там гражданский сектор, а все, что дальше, принадлежит Министерству обороны, поэтому поставить ограждение мы не имеем права, – показывает рукой куда-то вдаль гендиректор авиаотряда.
– Взлетно-посадочная полоса – на территории военных, – подытожил руководитель окружного департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта Алексей Еремеев.
Собственно говоря, аэропорт столицы Заполярья находится в двойном подчинении – у структуры Росавиации и Министерства обороны. К примеру, в прошлом году Федеральное агентство специального строительства при Минобороны предлагало заменить плиты взлетно-посадочной полосы. Вот только пришлось бы на две недели закрыть все полеты, чего никак нельзя допустить в Нарьян-Маре. В общем, может и рад бы авиаотряд как-то реконструировать взлетную полосу, но нельзя. Коллизия, надо признать, давняя и не очень приятная.

Базированию подлежит?
Далее смотрим док-ангары АН-2 и МИ-8.
– Это машина 1991 года, сегодня завели в ремонт, 6-7 дней будет стоять здесь, – Валерий Остапчук показывает на разобранный МИ-8 Т. Непривычно видеть винтокрылую машину без лопастей. Как будто гигантский металлический организм готовят к плановой операции.
Парк воздушных судов предприятия состоит из 19 вертолетов и 10 самолетов. В лизинге – машины МИ-8 МТВ и МИ-8 АМТ, два самолета ТВС-2 МС. Все лизинговые выплаты по этим воздушным судам (по состоянию на декабрь) составят для авиаотряда ни много ни мало 21 миллион рублей в месяц.
– На днях экипаж улетает на приемку МИ-8 МТВ в Казань. Так что к концу следующей недели машина будет у нас, – заверяет главу региона директор авиаотряда.
В другом доке – самолет ТВС-2 МС. Врио губернатора НАО бодро взбирается на борт. За ним – главный федеральный инспектор по НАО Александр Бебенин. Кромешную темноту салона Александр Борисович осветил фонариком мобильного телефона. Александр Цыбульский двинулся ближе к кабине пилота, а потом осмотрел хвостовую часть.
– Назад класть ничего нельзя. Чтобы не нарушить центровку, – предвосхитил вопрос Валерий Остапчук. – Cамолет быстрее и комфортнее, чем АН-2. Жители округа уже оценили это.
– А вы не прорабатывали вариант с лизингом самолета типа «Embraer» или «Bombardier» для организации региональных перевозок? – покинув салон, интересуется глава региона.
Генеральный директор авиапредприятия сообщил, что такие мысли были. В качестве воздушного судна рассматривали Sukhoi Superjet. Но пока что все это из области теории.
– Необходимо два миллиарда рублей вложений. Базирование нерентабельное, пассажиропоток не тот. Также нужны специалисты. Их надо чем-то завлекать, то есть предлагать им лучшие условия, чем в других авиакомпаниях. Тут много нюансов, – рассуждает руководитель предприятия.
После полутьмы док-ангаров яркий свет лаборатории службы ГСМ особенно непривычен. Валерий Остапчук с гордостью сообщает, что здесь все оборудовано по последнему слову. Тут мы, говорит, лучшие по Северо-Западу. Встречает руководитель лаборатории Галина Безумова. По ее словам, топливо тщательно и несколько раз проверяется.
– Контроль очень серьезный. Перед заправкой воздушного судна выписывается паспорт качества, – рассказывает Галина Алексеевна.
– А выбраковка топлива бывает? – спрашивает Александр Цыбульский.
– Было такое, – снова подхватывает гендиректор авиаотряда. – Один раз перевозчик испортил топливо. Даже цвет был другой, в десятки раз превысили уровень смол. Пришлось партию вернуть.
    
Сорок лет спустя
В завершение рабочей поездки глава региона встретился с коллективом предприятия. Первым слово взял Валерий Остапчук и напомнил, что в истории авиаотряда были разные времена, в том числе и очень тяжелые, но в последние четыре года – стабильная прибыль.
– Объем работы сохранится на ближайшие десятилетия, но будет небольшое падение, – констатирует основной докладчик. – Нам надо обязательно участвовать в тендерах. Важную роль играет наличие новых вертолетов, цена летного часа.
Валерий Евгеньевич плавно подвел к тому, что авиапарк необходимо обновлять и дальше.
– Нам нужно еще три вертолета, чтобы выигрывать тендеры! – громко с первого ряда объя-вил командир эскадрильи вертолетов МИ-8 Виктор Корельский. Его поддержали аплодисментами.
– Я полностью с вами согласен. Если нужны новые воздушные суда, то скажите для чего. Нужно все четко обосновать и расписать. Предприятие, на мой взгляд, должно стать одним из основных коммерчески привлекательных и окупаемых в регионе. Никаких пессимистических настроений. Постепенное небольшое сокращение – такой тезис не принимается. Нужно развиваться и идти вперед, другого пути нет, – отметил Александр Цыбульский и перешел к приятной процедуре награждения.
Глава региона вручил государственную награду – знак «Заслуженный работник транспорта РФ» начальнику штаба летного отряда Асхату Бадрутдинову. Сорок лет отдал родному предприятию Асхат Гарафутдинович. Родом из Ярославля, с отличием окончил Кременчугское летное училище и в 1977 году приехал в Нарьян-Мар.
– Я тогда стоял перед выбором. Мог поехать на Дальний Восток, Каспий, в южные регионы страны, но выбрал Заполярье. 33 года был пилотом и командиром вертолета, теперь больше занимаюсь работой с документами, – рассказывает наш собеседник. – В детстве жили рядом с военным аэродромом. Постоянно самолеты над нами летали. Наверное, тогда и промелькнула у меня мысль стать пилотом. А потом мечта и сбылась.
Асхат Бадрутдинов признается, что скучает по небу. Иногда приходит на перрон и смотрит, как улетают и прилетают вертолеты...