В Нарьян-Маре завершилась международная научно-практическая конференция «Арктическая телемедицина». 170 специалистов самого разного профиля из России, Норвегии и Шотландии собрались во Дворце культуры «Арктика» и обсудили перспективы развития системы здравоохранения.
Участники представили более 30 докладов. Среди выступающих – руководитель Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения НАО Сергей Свиридов.
Наблюдение – через интернет
Глава профильного ведомства рассказал о том, что в Ненецком округе телемедицина начала развиваться с 2000 года, в рамках реа-лизации федеральной программы «Дети Севера». К концу 2011 года телемедицинскими станциями уже были оснащены 15 удалённых организаций здравоохранения региона. Ежегодно проводится около тысячи консультаций для жителей НАО. В этом году профильный департамент реализует ведомственный пилотный проект «Развитие телемедицины Ненецкого автономного округа». Его главная цель – создание функционирующей пилотной системы оказания телемедицинских услуг в режиме «врач-врач», объединяющей несколько муниципальных образований НАО. Ключевые задачи – сокращение среднего времени с момента приёма вызова до момента вылета санитарной авиации и изменение оказания медицинской помощи посредством телемедицины.
– Планируется создать круглосуточную дежурную диспетчерскую службу на базе Ненецкой окружной больницы, специалисты которой будут вести приём и проводить телеконсультации, включая неотложные и экстренные ситуации. Перенастроим систему взаимодействия медицинских работников и диспетчерских служб, – пояснил Сергей Свиридов.
Кроме того, в 2019 году в регионе планируется внедрить систему «врач – пациент». Это позволит врачу вести наблюдение за пациентом через интернет, а также удалённо проводить повторные приёмы.
Не хватает кадров в королевстве
Представители Норвегии поделились своим опытом внедрения телемедицины. Оказалось, не всё гладко в норвежском королевстве. По словам профессора университета Тромсё Тура Ингебритсена, пилотных проектов было много, но до реального их воплощения в жизнь дело так и не дошло. Скандинавский рассказчик отметил, что на родине Тура Хейердала нынче другие приоритеты – внедрение общей стандартизованной базы данных историй болезни, а также базы всех пациентов страны. Тут гос-подин Ингебритсен сузил масштаб доклада и сообщил, что на сегодняшний день специалисты планируют интегрировать звуковые файлы и изображения из дистанционного сеанса коммуникации в общую историю болезни пациента.
– Думаю, что после этого каким-то образом мы сможем воссоединиться с телемедициной, ведь она является частью большой системы электронного здравоохранения, – продолжает учёный. – Также процесс развития тормозит нехватка квалифицированных кадров. Особенно это ощущается в сельских территориях или отдалённых маленьких лечебных учреждениях.
Разделяют километры
Схожие проблемы с Ненецким округом испытывает Респуб-лика Саха (Якутия). Это самая большая административно-территориальная единица в мире. Географическая особенность обходится боком: стоимость проезда внутри региона очень высока.
В Якутск на обследование приезжают около 70 тысяч жителей из районов. Только 30 % проходят диагностику и получают необходимое лечение.
– На сегодняшний день внутри республики мы создали сеть виртуального доступа. В каждой районной больнице установили беспроводную связь. С центральными районными больницами ведёт консультативную работу телемедицинский центр экстренной медицинской помощи, – рассказывает руководитель рес-публиканского Центра медицины катастроф Матвей Николаев.
Центр был создан в 2016 году. Теперь все санитарно-авиационные рейсы выполняются после консультации со специалистами районных (и частью участковых) больниц. Матвей Христофорович отмечает, что перед учреждением стоит задача охватить все участковые больницы, врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты. Из 430 медицинских организаций пока только 120 имеют доступ к интернету. Но уже сейчас более 50 учреждений региона работают в круглосуточном режиме и проводят онлайн-консультации.
За два дня работы форума его участники поделились профессиональным опытом с коллегами, нашли решения и оптимальные практики внедрения инструментов телемедицины. И всё это – для улучшения качества и доступности оказания медицинской помощи жителям Крайнего Севера.