Наша Амдерма готовится отметить своё 85-летие. Биография посёлка – это уникальная история и день сегодняшний, это события, факты и судьбы многих людей.
Амдерма – это жизнь в условиях очень отдалённого от Большой земли и даже Нарьян-Мара населённого пункта, самобытная, многим, очевидно, непонятная.
Камень флюоритовый
Держу в руках небольшой камень фиолетового цвета из коллекции минералов, собранных в окрестностях Амдермы. Плавиковый шпат. Довольно красивый, способный к люминесценции при действии ультрафиолета, обладающий известной прозрачностью и одновременно разными оттенками камушек. Таких много в окрестностях Амдермы, они буквально у нас под ногами. Многие увозят их в качестве сувенира.
Общеизвестен факт, что фотографии далёкого Марса, выполненные ещё советскими космическими аппаратами, появились благодаря фотообъективам, изготовленным именно из флюорита. Он применялся не только в оптике, но и для получения антикоррозийных покрытий, как флюс для повышения качества производимого металла, в электронике, атомной технике… Подумать только, а ведь именно с этого камушка, с удивительными и довольно ценными качествами, началась история Амдермы!
Пытаюсь посмотреть сквозь камень на свет, с любопытством разглядываю его оттенки – и понимаю, что это ещё и красивый поделочный материал. Посмотреть бы вот так же сквозь времена на события далёких 30-х прошлого столетия, связанных с геологоразведочными экспедициями на Югорском полуострове, увидеть людей, горевших желанием быть полезными Родине, понять их устремления, мотивы, их энтузиазм.
А он – был! Иначе как объяснить масштабы развития экономики нашей страны в период первых пятилеток? Вот как описывает настроения репрессированных на Вайгаче В. Я. Дворжецкий:
«Неволя, разлука? Время такое – у всех разлука, у всех неволя. Надо держаться, сохранять человеческое достоинство, не опуститься, надеяться на лучшее, выжить!»
А условия жизни и работы в геологических экспедициях, на рудниках были очень трудными.
В 1932 году именно заключённые ГУЛАГа открыли масштабное месторождение плавикового шпата с запасами 3 000 000 тонн, что само по себе освободило СССР от закупок этого весьма востребованного сырья за границей. А к сентябрю 1933 года месторождение начали осваивать и вести добычу. Часть оборудования и самих заключённых частично перебросили с Вайгача, где экспедиция ОГПУ к 1934 году уже свернула свои действия из-за затопления шахт.
Первооткрыватели
Основателем рудника «Раздельный» и посёлка Варнек на Вайгаче считают заключённого горного инженера, бывшего капитана-артиллериста, позднее главного инженера рудоуправления в Амдерме Евгения Сергеевича Ливанова (1890–1938). Трудно представить себе, как в условиях арктического климата, на песчаном берегу, обдуваемом дикими ветрами Северного Ледовитого океана, этот человек сумел организовать добычу плавикового шпата. Первые строения: жилой дом для горно-разведочной партии и баня были выполнены из плавника, который люди собирали на побережье и использовали как строительный материал. Такие брёвна-плавники, пропитанные морской солью, и сейчас встречаются на берегу. Жаль, что мастеров на них не находится. Времена не те, условия, да и потребности другие.
Но был ещё один человек, которому наш посёлок должен быть обязан своим существованием. Это коллектор Вайгачской экспедиции Шрубко Пётр Александрович. Благодаря своей интуиции и чутью именно он открыл коренные выходы плавика на северо-востоке от озера Тоин-то, на холмистой возвышенности правого притока реки Амдерминки. Это открытие в те времена было величайшим событием, так как флюорит завозили из-за рубежа, а высокий рост экономики СССР требовал достаточно больших его поставок. Шрубко П. А. выполнял на руднике работы, связанные с наблюдением за горными проходками, делал зарисовки забоев, а настоящая практика геолога началась для него под руководством более опытных специалистов. Профессиональная внимательность, способность преодолевать большие расстояния в непогоду и в сложнейших условиях, неутомимость, несомненный энтузиазм первопроходца-полярника сделали своё дело.
Владимир Шадрин, общественный корреспондент «Няръяна вындер» в 1984–1987 годах, по праву являющийся фотолетописцем Амдермы, поделился фотографией Петра Шрубко, которую прислала внучка первооткрывателя Анна Шведовская. На пожелтевшем снимке заключённый ГУЛАГа, бывший преподаватель военно-строительного техникума, а впоследствии геолог, первооткрыватель Амдерминского месторождения Пётр Александрович Шрубко.
Наш долг – сохранить для истории
Могли ли эти люди тогда, в далёкие 30-е годы, предположить, какой непростой исторический путь уготован Амдерме, какие события будут лежать в основе её небывалого развития во второй половине 50-х? Конечно же нет. Но их подвиг перед Родиной, перед будущими поколениями – очевиден. И наш долг – сохранять эту историю, собирая её по крупицам, обращаться к архивным документам, связываться с родственниками и рассказывать о них на страницах газет и в социальных сетях. Хотя бы в памятные даты.
Сиреневый камень с белыми прожилками лежит у меня на ладони, я бережно положу его в ячейку деревянного ящичка школьной коллекции. Давно уже прошли те времена, когда люди добывали его здесь тысячами тонн в невероятно тяжёлых условиях и доставляли на землю морем.
В настоящее время рядом с посёлком ещё сохраняются костяки старых шахтных подъёмников, ряды заброшенных бытовок рабочих рудника и даже фрагменты техники тех времён. Это вызывает эмоции какого-то уныния. Но всё же масштабы человеческой деятельности на арк-тическом побережье в районе нашей Амдермы тогда и сейчас – существенно различаются, и об этом нельзя не думать, не видеть, не говорить. Это наше прошлое, оно же настоящее – то, которое мы передадим нашим детям.
Рисунки Вари
Молодая талантливая художница из Москвы Варя Одуванчикова (с таким красивым и лёгким именем) никогда не была в Амдерме. Случайно я увидела её рисунки, в которых удивительно сочетается прошлое и настоящее нашей Амдермы.
Как, откуда этот интерес и тяга к таким местам у людей, далёких от жизни в Заполярье? Что это за притяжение, за наитие такое? Думается, неспроста. Люди всегда будут стремиться на Крайний Север за вдохновением, стремясь познать самого себя, свои силы и возможности, потому что Арктика – это не только природные богатства – это ещё и источник чистоты, величия и мудрости одновременно.
Вместе с Варей мы поздравляем амдерминцев всех времён с 85-летием посёлка и надеемся на то, что всё ещё, несомненно, будет!
Ирина Коваль,
общественный корреспондент «Няръяна вындер» в Амдерме
Об авторе:
Ирина Коваль живёт в Амдерме с 1992 года. Учитель химии, биологии. С 2010 года – член Народного литературно-творческого объединения «Заполярье». Один из 20 авторов, чьи произведения были опуб-ликованы в общественно-политическом журнале «Аврора», посвящённом Ненецкому автономному округу. Её произведение вошло в «Антологию современной литературы НАО», подготовленную Этнокультурным центром НАО в 2015 году, а также в сборник произведений современных авторов «Пульс современной литературы НАО».
Участник программы развития арктических регионов «Хранители Севера» и обладатель гранта на издание книги-альбома «Жизнь морской медведицы» с участием учеников московской школы № 384 им. Д. К. Корнеева» и амдерминской школы при поддержке WWF.
– Люблю природу севера, людей, – признаётся Ирина. – Учу детей видеть красоту. К истории п. Амдерма отношусь с особым вниманием, можно сказать, трепетно, стараясь не исказить факты. Считаю, что это предмет профессиональных исследований. Знаю, что к любым новостям об Амдерме приковано внимание многих и многих людей, которые когда-то здесь жили и живут: геологи, врачи, военные, учителя, водители, строители – люди труда советских и постсоветских времён. Вижу, как ссылки на весточки о родных краях разлетаются в сети «Интернет». Это обязывает быть правдивой.
С 2018 года – общественный корреспондент «Няръяна вындер» в Амдерме. Мы благодарны Ирине Николаевне за сотрудничество с окружной газетой.
Галина Торцева,
главный редактор «Няръяна вындер»