Вы здесь

Как спелись в Нарьян-Маре сказитель и рэпер

Рэп-хоровод объединил любителей всех жанров / Фото Александры Берг

Необычное мероприятие организовал окружной этнокультурный центр на базе Кванториума

Никто из пришедших на вечер в рамках празднования 130-летия сказительницы Маремьяны Голубковой не представлял, какая замечательная получится встреча.

В творческом поединке сошлись этнолог, исследователь традиционной культуры, исполнитель былин из Екатеринбурга Вячеслав Печняк и основатель школы музыкально-речевой импровизации, участник и финалист российских фристайл-баттлов Сергей Самусенко из Санкт-Петербурга.

Целью было выяснить, есть ли общее между стАриной и рэпом, верны ли существующие в обществе стереотипы о малой популярности фольклора и речитативом под бит как музыке хулиганов.

Гости округа не теряли времени даром и перед встречей со зрителями познакомились с окружной столицей, прикоснулись к культуре нашего региона.

В мастерской «Мел” манзарана» для исполнителей провели мастер-класс по изготовлению брелока из рога оленя, где мастер Дмитрий Безумов не только познакомил с этапами обработки рога оленя, но и рассказал легенду о вороне.

Сказитель и рэпер увлечённо осваивали ремесло резьбы по кости и сделали себе брелоки в форме головы ворона. По словам Вячеслава, у него получился памятный сувенир, который он повесит в своем кабинете, а для Сергея это – трендовый аксессуар, его можно использовать в качестве кулона.

Сергей также принял участие в проекте «Диалог на равных» Регионального центра молодёжной политики и военно-патриотического воспитания молодёжи. Рассказал о себе, своих планах, исполнял фристайл и подготовил замечательный творческий номер со зрителями. Молодёжь была в восторге!

В это время Вячеслав вёл беседу с сотрудниками ЭКЦ НАО. Обсуждали особенности культуры и традиций кочевых народов Севера и Сибири, взаимопроникновение культур ненцев и коми НАО, делились опытом работы, в частности, организацией этнографических экспедиций и работой с объектами нематериального культурного достояния.

Рэп-исполнитель Сергей Самусенко обещание сдержал и на битву жанров, которую организаторы назвали «СтАринами по рэпу» надел свой рукотворный оберег.

Как и положено на баттле, у наших героев были группы поддержки, которые готовили вопросы оппонентам и отстаивали право любимого жанра на первенство в поединке. Понятно, что Вячеслава поддерживали в основном «народники», а за Сергея выступали представители музыкального андеграунда и эстрады.

Организаторы подготовили для соперников пять раундов. Гости рассказывали о себе, группы поддержки готовили вопросы оппоненту, звучали печорская былина и фристайл о Нарьян-Маре, выясняли различие и сходство, а также общались, спорили, смеялись. Время пролетело незаметно.

И как-то уже к середине встречи стало ясно: нет никаких причин, чтобы счесть уместным и достойным только одно из явлений в русской культуре.

Свои преимущества находились и у стАрин, и у рэпа, который, пройдя через горнило русской души, очищается и становится языком, на котором говорят улицы. Причём, вопреки стереотипам, говорят вдохновенно, чисто и красиво.

– Для меня именно рэп стал культурой, которая смогла захватить, – рассказал Сергей Самусенко. – В ней, как ни в каких других песнях, передавалась сила слова и простые уличные знания, которые делают человека –
человеком. Больше всего меня увлёк жанр фристайла, возможность создавать песню из данности, ловя мгновения жизни. Я как Винни Пух издавал свои пум-пурум-пурум-пум-пум, просто расширив это средствами художественной выразительности. У меня получилось создать свою школу фристайла, где мы собираемся большими коллективами и учимся музыкальности русского языка и красоте слова.

Не раз оппоненты ловили себя на мысли, что говорят об одном и том же, просто разным языком. Сказитель под нехитрый наигрыш нараспев сказывает ритмичные строки, а фристайлер читает свой рэп под простенький бит. Всё это очень похоже.

– Частушки в фольклоре, как и фристайл в рэпе, тоже импровизационная культура, – признался Вячеслав. – Это мы поняли, когда приехали на приток реки Исети в Свердловскую область и не смогли там записать ни одной частушки, пока не привезли гармониста. Тогда бабушки встали и начали импровизировать, а до того они не могли вспомнить ни одной, потому что здесь текст создаётся на ходу, так что есть моменты соприкосновения.

За необычным музыкально-словесным поединком наблюдали эксперты: директор Музейного объединения НАО Елена Меньшакова и заместитель руководителя департамента образования, культуры и спорта НАО Роман Горбунов.

Их слово стало решающим в подведении итогов – и они оказались единодушны: русская культура настолько разнообразна и широка, что в ней найдётся место любым жанрам.

Перемолов в жерновах русского сердца, даже иноземный вначале рэп теряет всё лишнее, наносное, и, приходя в нашу культуру, делает её только богаче.

…После того, как объявили боевую ничью, всех участников встречи подхватил импровизированный рэп-хоровод, где гости создали коллаборацию из музыки и текстов, существующий здесь и сейчас, рождённый эмоциями реального времени, по всем законам стАрин и рэп-фристайла.