Вы здесь

Народная программа

В редакции «Ялумда» состоялся откровенный разговор. В этот раз беседуем с главой семейства из общины «Ялумд» Александрой Талеевой, председателем СРО «Вы’ ту» Ольгой Явтысой и руководителем СРО «Табседа» Галиной Вылка. Тема встречи – предложения и пожелания в Год оленеводства.

Выпасом оленей в Ненецком округе занимается 22 предприятия различных форм собственности, более 40 крестьянско-фермерских хозяйств и 11 семейно-родовых общин малочисленных народов Севера. На торжественном открытии Года оленеводства присутствовали и хозяйки из общин Малоземельской тундры. Они не только знатные мастерицы и добрые хозяйки, но и признанные лидеры в общественном движении коренных малочисленных народов. Ольга Явтысая пользуется большим авторитетом в Нарьян-Маре, в ассоциации «Ясавэй» всегда прислушиваются к ее мнению. У Александры Талеевой большой послужной список, она ветеран оленеводства, общиной руководит ее старший сын. Галина Вылка возглавила семейное дело, как признается сама, чтобы не разрушать большую семью. Убеждена, что исторические традиции ненцев будут сохраняться до тех пор, пока существуют родовые стойбища. Это в свою очередь зависит от присутствия в чуме женщины, детей. Судьба заставляет их задумываться, какую дорогу выбрать, как жить дальше, чтобы обеспечить детям светлое и надежное будущее.

Ольга Явтысая:
– У нас своя семейно-родовая община. Занимаемся тем, чем занимались наши предки, начиная с оленеводства и заканчивая сбором дикоросов. У меня в семье хорошо шьют, муж и братья – отличные оленеводы, охотники, рыбаки. Думаю, можно выжить. Начинать было, конечно, нелегко. Но очень хотелось сохранить поголовье после распада колхоза имени Выучейского. Ведь олени достались нам от родителей. Мне кажется, они сегодня одобрили бы наш выбор. Дети должны продолжать начатое дело. Существенную поддержку оказала и администрация округа. Так что дела налаживаются, и никакого страха мы не испытываем, встаем на ноги, увеличиваем поголовье оленей, технику кое-какую приобрели. Я уверена в своих мужчинах: мой муж Андрей Григорьевич, братья Олег и Алексей Талеевы и их сыновья знают свое дело и с большим желанием трудятся в тундре. Наши сыновья – двойняшки Володя и Гриша – хорошие помощники. Да и отец рядом, всегда подскажет.
Еще одна проблема – безработица. Официальной статистике трудно верить. Часть населения по тем или иным причинам не прошла регистрацию в центре занятости. Или, встав на учет, продолжают жить в тундре (другого жилья у них просто нет). Люди не в состоянии по два раза в месяц отмечаться в своих администрациях.
Сколько говорят о поддержке малочисленных народов Севера на разных уровнях. Все это хорошо. Но за парадной стороной мероприятий с демонстрацией танцев, прикладного искусства народов Севера, нельзя не видеть клубок нерешенных проблем. Нам нужна реальная поддержка и, надеюсь, просьбы и советы услышат.
Вижу, как нужен нашим детям опыт старшего поколения. Они должны понимать, зачем учатся и где их знания пригодятся. На примере работы в семейно-родовой общине знаю, сколько всего надо знать. Тут надо быть и юристом, и экономистом, и политиком.

Галина Вылка:
– Оленеводство должно перейти в частные руки, точно так же, как рыбалка. Оленями должны владеть люди, которые хотят их сохранить, чтобы все развивалось дальше. Чтобы каждый год количество животных прибавлялось, а не убывало. Мы в семейном хозяйстве занимаемся оленеводством. Вот встанем на ноги, появятся доходы, и время покажет, на что мы годны. Очень плохо, что ребят у нас пока мало, которые взяли бы в свои руки частное поголовье. У нас, к примеру, не хватает в общине оленеводов. Люди лишены многих жизненно необходимых благ, таких как медицинское, культурное и почтовое обслуживание. Особенно это ощутимо в оленеводческих бригадах. Слишком долго рассматриваются и принимаются законы, когда это касается жизни северных народов.
Наше главное желание – сохранить национальное самосознание. Мы не хотим, чтобы ненцев постигла участь соплеменников, живущих в других районах Севера. Возрождение отрасли поможет сохранить основные занятия нашего народа – оленеводство, охоту и рыбную ловлю. А значит, легче будет сохранить и развить ненецкий язык, традиции и культуру.

Александра Талеева:
– Кое-что можно сделать и на местном уровне, не дожидаясь  законов. Например, ограничить завоз алкоголя в район, особенно в национальные села и места выпаса оленей. Ведь ни для кого не секрет, что кроме волков есть браконьеры, которые правдами и неправдами добираются до оленеводческих бригад. Угостят горячительным наших гостеприимных пастухов и отстреливают оленей. Бутылка водки здесь самый ходовой товар. Есть тут вина и самих оленеводов: не надо оценивать свой тяжелый труд бутылкой.
Но хорошее дело все-таки спорится. Фермерские хозяйства занимаются выловом и переработкой рыбы, сбором дикоросов, пошивом меховой одежды. Какие чудесные, например, были молочно-товарные фермы в наших национальных поселках. Чистота, образец для подражания. А потом все разрушили. Ничего не стало. Надо браться за дело и восстанавливать. Во многих поселках катастрофически растет число одиноких мужчин, резко сокращается рождаемость. У меня три сына, старшему уже 30 лет, пора бы создать семью. А невест нет, девушки не хотят в тундру. Где искать? Вот так потихоньку и уходим от традиционной жизни. Нужна семья. К сожалению, благодаря современной системе образования тундра теряет женщин.