Как украсить будни поэзией, услышать курай, съесть кыстыбый, уйти в монастырь, заглянуть в прошлое и узнать будущее у куницы
Пока в Нарьян-Маре бушевала многодневная февральская метель, в столице Башкортостана сияло солнце, голубело небо, потрескивал мороз. Самое время – благодарить сложившийся капризный авиарейс и гулять в обнимку с дорогими сердцу людьми.
В аэропорту Уфы имени Мустая Карима с большого портрета на стене смотрел на меня строго сам поэт. «Не русский я, но россиянин», – отмечал любимец башкирского народа, фронтовик и лирик. Эта поэтическая линия незримо прошла через всё моё недолгое путешествие в город трудовой доблести и простой житейской радости.
Три шурупа для туриста
Перед тем, как отправиться к давней уфимской подруге Эльке в гости, поинтересовалась заковыристой биографией столицы Башкортостана и обнаружила внезапные пересечения с нашим Пустозерском.
Первые русские города как форпосты Московского государства в Арктике и на Южном Урале возвели по указам двух царственных Иванов (Третьего и Четвёртого) с разницей в 75 лет. Только вот, в отличие от старшего северного собрата, уральская сестра выстояла в бурях истории и отметила в 2024 году 450 лет со дня рождения.
Что касается названия, то, по мнению известного лингвиста Николая Дмитриева, «Уфа» происходит от древнетюркского «уба» – холм, гористая местность. Впрочем, есть и другие версии, народные.
Однажды уставший путник взобрался на холм от реки, выдохнул «Уф-а!» и возгласом своим дал имя взятой на абордаж высоте. Тот же народ-шутник в одночасье окрестил альма-матер «городом трёх шурупов». Именно так визуально выглядит красавица Уфа на башкирском – ӨФӨ. Смахивает на НАО, вам не кажется?
Окно в историю
Мог ли век назад священник Никольской церкви Пётр Хитров допустить, чтобы отпрыски его проводили время за бесовской игрой в приставку? Думал ли член межевой комиссии Ярчевский, что прислуга его будет драить полы в многочисленных комнатах роботом-пылесосом? Смел ли предположить купец Терегулов, что доставщик еды будет приносить ему на дом пиццу. Да и саму пиццу он вряд ли мог вообразить в начале XX века в доброй старой башкирской столице.
Фантастические межвременные картинки сгенерировала нейросеть, а придумщики из музея «Древняя Уфа» и торгового центра «Планета» обрамили их деревянными оконными наличниками вековой давности с домов, где жили те самые добропорядочные горожане.
Выставку посвятили юбилею столицы и разместили возле семейного магазина, где всегда полно зрителей-покупателей разных поколений. Девиз придумали песенный, самый подходящий: «Есть только миг между прошлым и будущим». За почти год активного просмотра последняя буква «м» фразы канула в Лету, и получились некие «будущи…».
Прочиталось – «буду щи», и как-то спокойно стало за грядущее, где всегда будут щи, дом и его добрые окна.
Куница – весны проводница
Весь покрытый зеленью, абсолютно весь. Памятник национальному герою Башкортостана Салавату Юлаеву из бронзированного чугуна от времени изменился в цвете. Скоро 40-тонную статую всадника, стоящую на трёх точках опоры, снимут, отмоют и вернут ей прежнее величие.
А пока надо успеть запечатлеть мгновение на историческом фоне. Кстати, зелёный в исламе – священный цвет. Считается, что в раю люди – как раз такие.
Солнечная, в морозном кружеве Уфа, очень на рай похожа. Жители Заполярья знают, каково это, вырваться наконец из тьмы к свету, как та Дюймовочка из кротовьей норы – к ласточке на крылья.
Вот и я радовалась не столько достопримечательностям национального мегаполиса, сколько высокому небу и старательному ярилу, которое дружелюбно соседствовало с торопыгой-луной.
В центре города куница с герба Уфы с хронометром сообщала, сколько дней, часов, минут и секунд осталось до весны.
Семь непокорённых девушек из легенды на застывшем фонтане в Театральном сквере особенно эту весну ждут.
Она придёт, фонтан забурлит водой, а красавицы оживут и пройдутся в танце на радость землякам и прошенным гостям. Я обязательно должна это увидеть. Попрошу куницу позвонить мне, когда наступит весна.
Ударим уфачино по юбилею
Кролики – это не только ценный мех. Уфачино – не просто фирменный напиток ресторана Kumpan Terra. Это кофейные зёрна из уфимского Лимонария и коста-риканской плантации семьи Кумпанов.
Это чай с мятой, душицей и чабрецом, приправленный мёдом башкирских пасек. Это малиновые «три шурупа» (помните?) на пушистой пенке в белой кружке.
Капучино по-уфимски сочинил в честь 450-летия родного города хозяин ресторана Михаил Кумпан. Вообще-то меня привели сюда испробовать блюда национальной кухни, и я их испробовала, неподобающе для приличного заведения хрюкая.
Кыстыбый с уткой, картофелем, трюфелем и саламаем (мучная каша на сметане) под тыквенным соусом. Зур-бэлеш с томлёной говяжьей грудинкой, куриными сердечками, уткой конфи под соусом демиглас и жю. Про «жю» пришлось погуглить. Оказалось, вовсе не то, что я подумала, а мясной сок.
Понятное дело, в стародавние времена башкирские женщины с жю и демигласом не заморачивались. Им бы семью накормить, и здесь традиционные сытные блюда из теста и мяса очень выручали.
Когда Михаил затевал новое вкусное место, он как раз и решил соединить традиции и новации. Место получилось аутентичное и гармоничное. Барные стойки речными волнами, стены пчелиными сотами, окна в узорной вязи, колонны-деревья с родовыми знаками «тамга» и даже туалет «а ля пещера», в котором под музыку курая думается исключительно о высоком.
Когда мы, умиротворённые и разморённые, уходили из оазиса эчпочмака и чак-чака, нас остановил сам Кумпан. Поинтересовался, прониклись ли, наелись ли, довольны ли. Слово за слово, обнаружили много общего между ненецкой и башкирской кухней.
Кто знает, может, на очередном гастрофестивале «Тундра» нарьянмарцам повезёт выпить до дна концентрированную историю Башкортостана в отдельно взятой кружке.
Всё продай – купи курай
– Если на вашем празднике не звучит курай, значит, деньги на ветер, – уверен легендарный уфимский кураист Роберт Юлдашев.
Курай – народный инструмент, который изготавливают из местного тростника на Южном Урале. Под порывами ветра он поёт, отсюда и название фестиваля – «Музыка ветра».
На этнически-фееричное действо Элька заманила меня с дальним прицелом: хотела удивить Уфой и «Курайсы» (ансамбль Роберта Юлдашева), как когда-то я сразила её Нарьян-Маром и «Хаяром».
Получилось! Удивила! Музыканты два часа к ряду раздавали залу «вибрации души», которые из случайных соседей по залу сделали глубоких родственников. Мы с мурашками до сих пор в культурном обмороке. Придётся покупать курай, пока все деньги не улетели и вибрации не пропали.
Не думай о секундах свысока
Дачный домик моей подруги на улице Шараварской, 58 вместо классического фундамента прочно умостился на горной породе, как, впрочем, и другие дома в деревне Чандар, что в ста километрах от Уфы.
Вполне возможно, в их основании лежит знаменитая, неведомо куда пропавшая после сенсационной находки четверть века назад чандарская плита с загадочными знаками.
Когда учёные обнаружили и изучили этот основательный, весом больше тонны, привет из прошлого, поняли, что придётся заново писать историю Древнего мира. Плите было 120 миллионов лет, на ней была начертана карта юга Башкирии, для сохранности покрытая защитным слоем вполне современной конструкции.
Причастность к мировому открытию добавила чандарцам самоуважения, философского принятия мира и снисходительности ко всему живому. Особенно это ощущается на элькиной Шараварке.
Взять, к примеру, Балбеса и Лиску. Двух некогда бездомных барбосов дружные соседи коллективно взяли под опеку. Тёплая будка, регулярное питание и дружеское общение сделали из приблудышей вполне респектабельных псин.
Что до двуногих гостей, то их тоже привечают как положено. Виктор, Коля, Оля, Фарида, Расим – за два дня со мной познакомилась почти вся улица за исключением соседа, на крыше которого, дулом в сторону дороги, стоит начищенный до блеска пулемёт «Максим».
По словам завсегдатаев, артефакт ни разу не справил природную нужду и призван в первую очередь напомнить прохожим о быстротечности времени.
– Летят они, как пули у виска, мгновения, мгновения, мгновения, – спел бы Штирлиц голосом Кобзона.
– Миллион лет туда, миллион лет сюда... – ответила бы Чандарская плита из глубины веков.
Святы кусты не бывают пусты
Уйти в монастырь жителям Уфы проще простого. В полутора часах езды их ждёт обитель «Святые Кустики». Кому-то когда-то на этом месте, среди трёх берёз и двух ив, почудился старец в позолоченной ризе с крестом в руках, послышался колокольный звон и ещё что-то многозначное привиделось. Недолго думая, очевидцы порешали в кустиках заложить Успенский Свято-Георгиевский монастырь.
К слову, до революции он женский был, а потом сразу мужской. Фантазировать на тему глобальной эмансипации не буду, но есть подозрение, что ветер свободы к сему факту причастен.
Сегодня в монастыре пятнадцать послушников, коих игумен Варлаам отобрал лично на предмет благонадёжности и крепости веры. Так что моё легковесно брошенное «проще простого» здесь не работает. Быстрее в космос, чем в Святые Кустики.
А вот в гости к братии наведаться – всегда пожалуйста. Там, как в Греции, всё есть, даже оливки с косточками и без в церковной лавке. Приверженец афонского устава Варлаам всё так устроил, что греческие мотивы слышны и видны повсеместно.
– Заходите или не мешайте, – сердито шипит тётушка в платке возле ниши, где в мозаичной темноте витражей молится над копией гроба Господня другая тётушка.
Мы не мешаем. Мы созерцаем, впитываем энергетику не кустиков, но кущ, ищем смыслы, про себя проговариваем важное, глядя на иконописные лики.
Говорят, надо приехать сюда летом, когда расцветают немыслимой красоты цветы, на ухоженные дорожки навстречу гостям выплывают с раскрытыми веерами хвостов павлины, а небо особенно благоволит страждущим, ищущим и пишущим. Сделала зарубку на память: «Святые Кустики. Лето. Может, опять женский?»
Будь как дома
Каждый раз отправляясь в спонтанное путешествие по городам и весям, рисую план, который затем категорически не выполняю. Рядом с пунктами плана честно отмечаю:
Золото сарматов: «Ему же хуже».
Музеи: «Проезжали мимо национального и художественного, Аксакова и Ленина. Многое чётко разглядела».
Парк Победы: «Дошли до памятника Александру Матросову и Миннигали Губайдуллину. Миннигали повторил подвиг девятнадцатилетнего Александра в день своего двадцать первого дня рождения – 8 марта 1944 года в боях под Херсоном».
Прогулки по Уфе и окрестностям укрепили в мысли о вселенском единстве дорог и намерений. Моя шапочка с ненецким узором, который все принимали за башкирский, тому подтверждение.