Вы здесь

В помощь арктической авиации

Валентин Летуновский: Вопросы, заданные на встрече, важные и своевременные / фото Екатерины Эстер

В Нарьян-Маре обсудили исполнение законодательства и решений президента РФ по вопросам обеспечения авиасообщения

 

Совещание под председательством губернатора Ненецкого автономного округа Юрия Бездудного прошло с участием Валентина Летуновского – заместителя начальника Контрольного управления президента РФ, представителей Собрания депутатов НАО, надзорных органов, руководства АО «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» и общественников.

 

Вопросы неместного значения

Открывая встречу, Юрий Васильевич отметил, что вопросы, обозначенные в повестке совещания, имеют стратегически важное значение не только для Ненецкого автономного округа, но и всей Российской Арктики:

– Всё, что касается Заполярья, это в первую очередь авиация. Сегодня я образно рассказывал Валентину Васильевичу Летуновскому о том, что вертолёт для нас является и маршруткой, и грузовой газелью, и санитарной машиной. Фактически на авиации сегодня держится вся транспортная доступность нашего округа, и не только на вертолётах, но и, безусловно, на самолётах.

Авиация – очень затратная отрасль, тем более на Севере. Реальная стоимость авиабилета, к примеру, до Усть-Кары составляет 35 тысяч рублей в одну сторону, жители же платят лишь треть этой суммы. Всю остальную финансовую нагрузку берёт на себя окружной бюджет, причём для льготных категорий северян – студентов, школьников, пенсионеров – цена ещё наполовину меньше.

– Для нас авиация – главная транспортная отрасль, – подчеркнул глава региона. – В округе нет железных дорог, автомобильная трасса лишь до Усинска. На совещании обсудили не только пути развития авиации в НАО (строительство площадок, реконструкцию аэропортового комплекса и взлётно-посадочной полосы), но и социально-ориентированную модель организации воздушных перевозок. Идея простая: чтобы каждый житель округа независимо от удалённости населённого пункта, в котором он проживает, мог по доступной цене прилететь в Нарьян-Мар. Следующая составляющая – перелёт по приемлемой цене из Нарьян-Мара в другие города нашей страны.

Жители округа уже успели почувствовать результаты совместной работы окружной администрации с Минтрансом и Росавиацией. Сегодня у нас есть возможность вылететь прямыми рейсами по доступной цене в Москву (Жуковский), Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Уфу, Сыктывкар, Киров и Архангельск. Однако, как сказал Юрий Бездудный, развитие маршрутной сети и увеличение внутреннего туристического потока остро ставит вопрос о реконструкции аэропорта Нарьян-Мара, в частности взлётно-посадочной полосы и обновлении авиапарка.

 

Необходима помощь федерации

Как доложил генеральный директор авиапредприятия Валерий Остапчук, служебно-пассажирское здание аэропорта окружной столицы было спроектировано в 1960 году. Построили его в 1990 году. Сейчас оно не соответствует современным требованиям, поэтому необходимо строительство пассажирского терминала, а также современной взлётно-посадочной полосы.

В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы РФ» наш аэропорт стоял в плане реконструкции на 2010–2015 годы, но сроки неоднократно переносились.

– Сейчас Росавиация поставила реконструкцию искусственной взлётно-посадочной полосы (ИВПП) на 2028 год. Но по мнению специалистов, полоса вряд ли сможет функционировать и до 2025 года. Если в 2012 году выходили из строя 20–30 плит, которые мы заменяли, то в нынешнем году предстоит поменять более 200 плит. На порогах ИВПП в местах приземления самолётов появляются просадки, которые очень быстро могут перейти в критические и приведут к закрытию аэродрома, – рассказал руководитель предприятия.

В своём выступлении Валерий Евгеньевич выразил признательность администрации НАО за помощь, оказываемую в развитии аэропортовой деятельности. Так, в 2012 году за счёт увеличения уставного капитала авиапредприятию выделили 292 млн рублей. Провели реконструкцию привокзальной площади, построили ограждение и приобрели интроскопы, установили видеонаблюдение, купили 24 единицы аэродромной техники, выполнили реконструкцию служебно-пассажирского здания.

Общество в период 2014–2022 годов из собственных оборотных средств на развитие аэропортовой структуры инвестировало более 350 млн рублей. Однако этих средств хватило лишь на то, чтобы вести работу на прежнем уровне, а для развития необходима поддержка из федерального бюджета.

 

Не только транспорт, но и средство спасения

Выступающих поддержал и руководитель Департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта НАО Анатолий Фролов. Он отметил, что в настоящее время в парке воздушных судов авиаотряда 21 вертолёт и 6 самолётов. Техника устарела, но имеет ресурсный потенциал на 10–15 лет.

– При этом авиапредприятие с 2016 года реализует программу обновления парка вертолётов, наращивает пассажиропоток, расширяет рынок предоставления вертолётных услуг компаниям-недропользователям, является единственной авиакомпанией, которая выполняет поисковые и спасательные операции по Северному морскому пути, санитарную эвакуацию на территории Ненецкого автономного округа, – сообщил Анатолий Юрьевич. – За прошлый год выполнено 268 санитарных рейсов и оказана помощь 280 экстренным пациентам. Техническое состояние взлётно-посадочной полосы с учётом его дальнейшего эксплуатационного ухудшения может привести к тому, что уже в следующем летнем периоде из аэропорта будет невозможен приём-выпуск воздушных судов типа «Боинг-737». Именно эти самолёты перевозят до 90 тыс. пассажиров в Москву и Архангельск.

Такая ситуация с учётом транспортной изолированности региона может повлечь резкий рост негативных социальных настроений. Средств окружного бюджета для выполнения реконструкции взлётно-посадочной полосы недостаточно.

 

Диагноз поставлен, нужно искать пути исцеления

 

В ходе совещания были озвучены и другие заботы ненецких авиаторов: отсутствие базы для подготовки профессиональных кадров лётного состава и технического персонала. Есть трудности и с обеспечением отечественными маслами для авиатехники. В течение месяца по поручению губернатора НАО Юрия Бездудного будет отработана социально ориентированная модель дальнейшего развития отрасли с учётом интересов жителей округа.

– Одна из задач нашего совещания – сформировать техническое задание для Минтранса и промышленности. К примеру, нам, арктическим регионам, необходимо, чтобы на новых самолётах «Байкал», которые сегодня ещё только находятся в разработке, были лыжи и противообледенительная система. Об этом надо заявлять сейчас, пока этот самолёт не пошёл в серию, – сказал Юрий Васильевич.

Вопросы, заданные на встрече, по словам Валентина Летуновского, важные и своевременные.

– Все проблемы, которые были сформулированы, необходимо решать, – отметил Валентин Васильевич. – Но, когда врач делает назначение, оно состоит из двух компонентов – диагноза и лечения. Я сегодня увидел только первое. Необходимо систематизировать вышесказанное, чтобы поэтапно всё решать. Вопрос, связанный  с отсутствием отечественных масел, находится в ведении Минпромторга. Нужно направить соответствующее обращение руководителю этого ведомства и указать, что регион имеет риски остаться без авиасообщения.  Второе письмо надо направить в Минтранс и сообщить о ситуации по кадрам и устаревшей материальной базе, поскольку здесь все – и регион, и авиация, и пассажиры – несут экономический ущерб. Всё это надо просчитать. У нас в стране есть ведомства для решения абсолютно всех поставленных задач. Давайте будем реагировать, для этого мы здесь и собрались.

 

Юрий Бездудный:

Необходимо не просто обозначить проблемы, а решить, какие маршруты развивать, какие использовать взлётно-посадочные площадки, как сделать так, чтобы все жители могли воспользоваться субсидированными билетами, на какие воздушные суда мы в перспективе можем рассчитывать.