Вы здесь

Адреса проживания земляков-пустозёров

Вековой дом в Оксино / Фото предоставлено автором

Топоним Пустозерск сопровождает мой род постоянно

Это название было на устах людей с момента возведения острога на Пустоозере, во время обоснования на уловистых местах реки Печоры и образования деревень в Пустозерской волости.
Прародители, крестьянские мужики, основательно строили дома и обзаводились хозяйством в Пустозерском сельском обществе, селении Оксинском.
Адрес менялся в течение нескольких столетий в зависимости от административно-территориального деления удалённой территории русского государства. Одно неизменно – крестьянский род Сумароковых–Просвирниных в селении Оксино и наша общая история.

Виртуальная адресная книга

Приглашаю пролистать виртуальную адресную книгу моих прародителей. «Федка Сумороков з братией», отмеченный в «Платежнице» 1574 года, точно знал свой адрес обитания: Пустозерская волость, центр которой – Пустозерский острог с 1502 года, но писем не писал.
Мои далёкие предки сначала проживали в Архангелогородской губернии (образована в 1708 году), после переименования в 1796-м – в Архангельской.
Представитель второго поколения рода Сумароковых – Павел Фёдорович – в 1847 году проживал в селении Оксенском, которое имело очень длинный адрес: Архангельская губерния Пустозерский уезд Тельвисочной волости Пустозерского сельского общества. Он как выборное лицо от 10 дворов селения участвовал в сельском сходе, созванном старшиной общества Алексеем Чуклиным 3 января 1847 года.
В книге для записи мирских приговоров, учинённых на сельских сходах, старательно выведено чернилами: «Церковь святого чудотворца Николая готова к освящению в старосты крестьянина Якова Максимова Сумарокова, строителя, 44 лет, человека честного, благонадежного, должен отправлять (службу) с 1847 по 1950».
Далее следуют подписи выборщиков. Каждый из них собственноручно вписал своё имя: «К сему руку приложил Павел Федор Сумароков». За неграмотных людей подписывались другие с указанием себя и фамилии неграмотного земляка.

Мы из Пустозерской волости

В статистическом отчёте губернии Мезенского уезда Пустозерской волости Припечорского сельского общества за 1877 год записано: в селении Оксинском 45 домохозяйств, в них проживает 120 лиц мужского пола и 130 лиц женского пола. Мои предки Николай Павлович (третье поколение Сумароковых), Василий и его сын Иван Просвирнины (второе и третье поколения Просвирниных) в актах описи застрахованного строения за 1877–1880 годы, принадлежащих государственным крестьянам, писали так собственноручно: «крестьянин (далее ФИО) желает застраховать по нормированной оценке 15 рублей серебром дом».
В архивном документе второй половины XIX века вижу родные фамилии, коряво, но старательно написанные слова: «...руку приложил крестьянин Иван Просвирнин за своего неграмотного отца Василия Просвирнина».

Северный край

В 1929 году вновь созданный Ненецкий национальный округ в составе Северного края упростил адрес проживания моих земляков: ННО, Пустозерский сельсовет, с. Оксино. Все грамотные крестьяне, получившие образование в местной церковно-приходской школе, могли писать и получать письма по конкретному адресу.
Административно-территориальное деление территории, безусловно, имело много преимуществ, связанных с индустриализацией и коллективизацией Ненецкого округа.
С адресным наименованием «Северный край» связаны и тяжёлые воспоминания жён и детей репрессированных родственников в 30–40-е годы XX века, попавших под беспощадный каток репрессий. Они были сосланы в Северный край, и письменных весточек от родных не получали. Архивные справки 80–90-х годов прошлого века о реабилитации родственников очень часто заканчивались не­утешительными словами: «Сведений о дальнейшей судьбе нет».
В годы Великой Отечественной войны военные треугольники и похоронки от отцов, братьев и сыновей почти всегда находили адресатов северной печорской деревни Пустозерского сельсовета.
Два извещения получила в 1942 году дочь Никона Сумарокова – Екатерина Кожевина. Одно пришло с Карельского фронта о смерти бойца оленной армии, её старшего сына Александра, 1920 года рождения. Второе – от военного прокурора Северного бассейна о кончине шкипера баржи, её мужа Ивана Александровича, 1890 года рождения.

МО «Пустозерский сельсовет»

Мой род пустил свои корни в печорском селе Оксино, в настоящее время потомки проживают на огромных просторах России. В открытках и письмах мои родные указывают адрес получателя или отправителя: НАО, МО «Пустозерский сельсовет», с. Оксино.

Послесловие

Молодые представители рода пишут быстрые письма и в один клик отправляют их в разные точки страны и мира. Письма электронные, без индекса, места проживания и получения, и душевные, и деловые. Использую такую связь и я. Но до сих пор помню аккуратный и ровный почерк моей бабушки Мавры Никоновны Просвирниной (Сумароковой), со старославянской буквой «ять», которая каждое письмо на тетрадном листке студентке Архангельского пединститута начинала с обращения: «Дорогая Ольга Михайловна…»
Продолжение следует…

Ольга Полухина,
член Союза журналистов