Вы здесь

Финский «Голливуд»

Каменный исполин, которому уже несколько столетий поклоняются саами всего Мира.

Финляндия давно стала страной, где проводятся фестивали и конференции, связанные с жизнью коренных народов мира. Одним из самых известных фольклорных праздников является «Ночь без ночи». В нем традиционно принимают участие и народные коллективы из нашего региона.

Сейчас к этому списку добавился кинофестиваль фильмов, отражающих прошлое и настоящее аборигенных народов Земли: от Австралии и Африки до индейцев Канады и саамов Швеции, Норвегии, России и Финляндии.

В этом году впервые список участников фестиваля «Скобмоговат», что в переводе с языка саамов звучит как «Танец полярной ночи», пополнился участниками из нашего Ненецкого округа.

На празднике аборигенного кино был показан фильм «Тюнтава», поставленный артистами театра «Илебц» по мотивам одноименного спектакля «Сватовство», написанного поэтом Прокопием Явтысым. Участницей фестиваля стала и исполнительница одной из главных ролей «Тюнтава», заведующая ненецким отделом Этнокультурного центра Александра Фомина.

Она рассказала газете о своих впечатлениях от кинофестиваля «Скобмоговат» и его участниках.

– Я впервые была на таком мероприятии, хотя в саамском регионе Суоми уже третий раз, – говорит Александра. – До этого я была в Инари по обучающей программе в рамках проекта «Неда», поэтому возможности получить ту уникальную информацию, как во время последней поездки на фестиваль, у меня не было. Ну, а сейчас я пребываю в полном восторге!

– Что же так вас поразило в Инарском фестивале?

– Это – не Инарский фестиваль и даже, как я думала первоначально, не показ фильмов о жизни коренных малочисленных народов Севера. Это вполне профессиональный кинофестиваль о судьбах и проблемах аборигенных народов мира: от Австралии и Америки до Канады и России.

Когда шел показ фильмов о судьбах аборигенов Австралии или индейцев Америки, инуитов Канады и Гренландии, или саамов Кольского полуострова, все были поражены схожестью проблем, трагизмом жизненных историй представителей коренных этносов этих континентов. Лично меня больше всего пора-зил фильм о судьбах австралийских аборигенов, где правительство страны в течение ста лет отбирало детей у коренных народов. Детей полностью отлучали от семьи, родителей, насильно приобщая их к чужой европейской культуре. Когда дети вырастали, они забывали свой язык, жизнь их родителей становилась им в тягость. В фильме прослеживается судьба молодого человека, пожелавшего найти свою мать. Он никогда ее не видел, его, как и остальных детей, забрали сразу после рождения. Когда он приехал в деревню своего племени, каждая женщина пыталась убедить его, что именно она является его мамой. Во время просмотра у многих наворачивались слезы на глаза. Правительство Австралии утверждало, что делает это из благих целей, чтобы спасти вымирающих австралийских аборигенов, а в результате они просто их погубили! Авторы фильма рассказывали, что большинство матерей, у которых власти отнимали детей, или спивались, или кончали жизнь самоубийством! Очень сильный фильм, и, естественно, именно он был отмечен призом этого фестиваля.

– А кто еще, кроме вас, участвовал в этом фестивале с российской стороны?

– Здесь были представлены небольшие фильмы о национальных праздниках таймырских долган. Фильм вообще шел без каких-либо комментариев, казалось, люди просто пришли на праздник к долганскому народу и наблюдают за всем происходящим со стороны. Это тоже был очень интересный ход. Был фильм из Республики Коми о жизни зырянской глубинки, о людях, сохраняющих традиции своего народа. Был фильм с Чукотки и Лавозера. Главное, что их объединяет, это тема экологии души, взаимоотношения аборигенных народов и природы. Как говорили представители американских индейцев, никто из тех, кто строит заводы и фаб-рики, возводит высокоскоростные магистрали на местах древних святилищ, вырубает священные рощи для строительства коттеджей, не способен понять душу аборигена. Для этого нужно понять язык природы: леса, тайги, реки, тундры, услышать трубный призыв раненого оленя, помочь маленькому несмышленому зайчонку убежать из-под гусениц бульдозера. И от всего этого становится не по себе. Индейцы говорят, что если исчезнет лес, вместе с ним исчезнут и их племена, так как издревле этих аборигенов называют не иначе как «люди леса».

– Что еще запомнилось вам во время кинофестиваля, о чем хотелось бы рассказать читателям «НВ»?

– Меня восхитило трепетное отношение к культуре своего народа молодых саамов. Все они ходят в своих национальных одеждах не для проформы, а практически постоянно. Национальный стиль здесь поддерживается во всем.

Нас приглашали на концерты саамской рок-музыки, где молодые парни и девушки в национальных одеждах пели музыкальные композиции в современном стиле. В северной Финляндии сейчас, как оказалось, очень модно знать свой родной язык, свою родословную. Здесь вообще культивируется все саамское: молодежь посещает древние саамские святилища, но не в качестве туристических мероприятий или развлечений. Мы тоже посетили одно такое место – остров Духов. Нам рассказали, что сейчас в Инари и Ивало среднее поколение людей знает саамский язык хуже, чем молодежь. Потому что те, кому сегодня за 40, прошли через иную систему образования, когда саамских детей отучали от языка предков, переводя целиком или на финский, или на норвежский.

Я скажу, мы, российские аборигены, им по-доброму позавидовали.

Еще на участников российской делегации, особенно на тех, кто приехал на фестиваль «Скобмоговат» впервые, произвел впечатление снежный кинотеатр под открытым небом. Он снежный по определению, потому что и стены, и скамейки, и экран – все выполнено из снега, даже дорога к нему выложена фонариками из снега, внутри которых горят свечи, а между ними сидят снежные птицы. В общем, это настолько красиво и необычно, что было трудно поверить, что все это из простого снега.

Конечно, фильм «Тюнтава», который я привезла на фестиваль, не рассматривался в рамках конкурсной программы, так же, как и многие другие российские фильмы, потому что, к сожалению, все мы не дотягиваем до профессионального уровня канадских, американских, австралийских или норвежских и финских студий. Там это – целая аборигенная кинопродукция, выполненная на высоком уровне и на качественном оборудовании. Конечно, очень хотелось бы, чтобы и у нас в России появился аборигенный фестиваль, где были бы представлены фильмы различных региональных студий от Крайнего Севера до Дальнего Востока. Чтобы и мы могли пригласить друзей из Финляндии, а наши лучшие фильмы потом участвовали бы в международных кинофестивалях коренных малочисленных народов мира. Это было бы очень интересно и полезно для всех нас.