Вы здесь

Путешествие по берегам Оки

Жизнь с верой в Бога

На экскурсию я безжалостно опаздывала… Догадалась позвонить координатору. Автобус во главе с экскурсоводом Володей терпеливо меня ждал. Проходя по салону, слышала недовольное шипение. «Извините, извините», – лепетала я, а позже подумала: «Ничего, все еще впереди, придется и мне кого-то из вас ждать, кто-то всегда и везде опаздывает, это хоть раз, да случается со всеми, ну или почти со всеми».

Экскурсовод Володя, мужчина лет пятидесяти, мне понравился. Его фраза: «Пробки – друзья экскурсовода» сразу расположила к нему экскурсантов. Во время двухдневной поездки, которая называлась «По берегам Оки», – нам, туристам, он поведал много интересного.

Мы прокатились по Московской, Тульской, Калужской областям, побывали в Серпухове, Поленове, в Тарусе, Мелихове, Талеже. И все это в течение двух дней. Как я люблю такие дни, насыщенные встречами, рассказами, впечатлениями и минимумом свободного времени.

Остановка первая – Давидова пустынь

– Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати пяти километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем, – рассказывал Володя.

Здания – зданиями, сооружения – сооружениями, но всегда во главе угла стоял и стоит человеческий фактор. Жизнь и смерть Архимандрита Германа пронзила меня своей трагичностью. Отец Герман, вернувший к жизни Вознесенскую Давидову пустынь, 1965 года рождения, был зверски убит 26 июля 2005 года в своей келье после получения денег для возрождения монастыря. Говорят, что его жестоко пытали, он ничего не сказал, но деньги все-таки нашли. Я спрашиваю себя: «Почему почти мой ровесник, окончив в 1982 году школу, отслужив в армии, выросший в рабочей семье в жесточайшие времена безбожия, пришел к Богу и верно служил ему всю жизнь до смерти, которую мученически принял с именем Божьим. Почему?».

Как-то своим студентам я задала вопрос о том, верят ли они в Бога, и многие из них ответили: «Да». Да и нас, выросших и проживших большую часть жизни при атеизме, притягивает не всегда понятный и объяснимый Божий мир. А мы катим дальше, любуясь красотами за окном, и жизнь наша, с именем Божьим или без, – продолжается.

Остановка вторая – Мелихово

Здесь Чехов прожил семь насыщенных работой лет. Что мне запомнилось после посещения дома-музея?

Во-первых: Чехов почти на протяжении всей своей жизни содержал родителей, братьев, сестру. Он был необыкновенно хорош собой, ростом 186 см, и уже пятнадцатилетним подростком кормил всех, отец-лавочник активно и выгодно использовал внешние данные сына. Детей у Антона Павловича не было, но поговаривают… А вообще-то род Чеховых и не продолжен как следует: не рожали, повымирали.

Во-вторых: дом был куплен второпях, спешно, стоит он на сыром месте, поэтому высокая влажность. Вот и меня кусали какие-то злющие насекомые: больно и противно, и в доме, и во дворе, на аллеях и даже в «теат-ральном дворе», где нам удалось посмотреть одну из пьес Чехова. Я люблю Чехова и, как мне кажется, неплохо знаю его творчество. Но такие поездки приближают писателя, делают его человечней, понятней, ближе. А еще объясняют его сочинения, темы, сюжеты, мотивы.

Третья остановка – город Серпухов

Мы были в нем проездом, заехали пообедать. Сто сорок тысяч жителей. Суббота, поэтому гуляли свадьбы. С горечью рассказал нам Володя о том, что многочисленные фабрики и заводы закрыты и позаброшены. Выпускают только зеленое сукно. «Для чего, как вы думаете?» – спросил Володя. Мы не отгадали: оказывается, для бильярдных столов, изнашиваются быстро.

На пути был еще один монас-тырь. Я не подала нищему, знаю ведь, что если просят – надо подать. Тут же деньги ушли (купила квас и выбросила, жарко, он и брызнул фонтаном во все стороны).

Четвертая остановка

На ночлег мы отправились в город Протвино. Что за город? Ни разу не слышала о нем.

Итак, Протвино – город с 1989 года, чуть более 37 тысяч жителей, находится в Московской области. Расположен на левом берегу реки Протвы, недалеко от ее впадения в Оку. Имеет статус наукограда России.

В 1960 году началось строительство протонного ускорителя и одновременно рабочего поселка. Первоначально новый населенный пункт являлся секретным объектом, не обозначенным на карте и дорожных указателях.

В 1963 году для исследований был создан Институт физики высоких энергий, который сегодня является одним из крупнейших научных центров в России и градообразующим предприятием Протвино.

В Протвино были созданы «тепличные» условия для проживания и работы советских и иностранных ученых-физиков: строилось жилье улучшенных серий, в магазины поставлялись товары, недоступные для других регионов СССР, работал дом ученых, куда приезжали выступать звезды советской эстрады, театра и кино.

Сегодня окрестности города являются излюбленным местом киносъемок. Здесь снимались эпизоды фильмов «Идеальная пара», «Дальнобойщики», «Апостол».

Остановка пятая – Таруса

Одна из моих любимых программ – пятнадцатиминутная воскресная передача Дмитрия Крылова «Непутевые заметки». В основном, автор повествует зрителям о дальних странах-океанах. Был небольшой сюжет и о цветаевских местах. Но какой-то не-уклюжий, схематичный, без особого энтузиазма, как мне показалось.

«Мой друг, поехали в Тарусу», – эта строчка из стихотворения Валентины Невинной постоянно звучала во мне в течение поездки. А еще я узнала о Сене Островском, который сейчас живет в США и пишет хорошие, доб-рые стихи для детей, а будучи студентом, в 1961 году, без денег, без адресов отправился из Киева в Тарусу, чтобы выполнить завещание Цветаевой: поставить камень – «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Величаво и фундаментально стоит памятник Марине Цветаевой на берегу Оки.

Как-то к нам в Нарьян-Мар приезжали исследователи творчества Марины Цветаевой. Мужчина преклонных лет увлеченно рассказывал о жизни и творчестве Цветаевой. Я задала ему вопрос: «Почему такое увлечение женской поэзией?» – «С первой строчки Марина поразила меня на всю жизнь».

В Тарусе оберегают память о Марине Цветаевой, городок насыщен цветаевской поэзией. И не только. Долгие годы в Тарусе жил Константин Паустовский и другие неблагонадежные поэты и писатели, которым разрешено было селиться за сто первым километром от Москвы, а Таруса – это как раз место для ссыльных.

Наведывались в Тарусу и за вдохновением, на лето сняв домик на берегу Оки. В шестидесятые годы сюда приезжает Варлам Шаламов. Чуть раньше по Тарусе прогуливался Николай Заболоцкий. «Двум лагерникам с большим стажем, им было бы о чем поговорить», – пишет Сергей Михеенко в книге «Тамань на Оке».

Юрий Казаков, автор замечательных рассказов и «Северного дневника», в котором рассказывает и о наших краях, писал: «Таруса – городишко весьма плохой. Почти как Тамань у Лермонтова. И не в самой Тарусе, конечно, прелесть для тех, кто сюда приезжает. А прелесть вся в природе вокруг нее».

«Полярник, переводчик, библиограф и искусствовед, комиссар народного комиссариата имуществ, директор Румянцевской библиотеки, военный летчик, историк, писатель… Вряд ли этот перечень обладает достоинством полноты, ведь речь идет об Анатолии Виноградове.

В Тарусе Виноградов провел детство, отрочество и почти всю юность. Сюда, в родительский дом, приезжал уже зрелым человеком – погостить, отдохнуть.

В его доме побывала добрая половина русских и советских писателей и поэтов ХХ века: Марина и Анастасия Цветаевы, Константин Бальмонт, Алексей Толстой, Иван Касаткин, Алексей Новиков-Прибой, Сергей Михалков, Евгений Евтушенко, Алексей Шеметов, Юрий Казаков, Константин Паустовский, Лев Кривенко, Владимир Кобликов, Николай Панченко…» – пишет автор первого в истории Тарусы путеводителя Сергей Михеенков.

Вот какие люди бывали в Тарусе, вот в каких сердцах она оставила свой след. К великим мира сего себя не причисляю, но в Тарусу влюбилась, в воздух, насыщенный поэзией, в Оку, скромно несущую свои воды, и, пожалуй, в то место, где лежит камень с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Остановка шестая – последняя

«Недалеко от Тарусы, на высоком холме над Окой, более ста лет стоит красивый трехэтажный белый дом с крутыми скатами кровли. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Знаменитый «Дом над Окой» построен в 1892 году Василием Дмитриевичем Поленовым, выдающимся русским художником, по собственному проекту. Предназначался дом не только для размещения многочисленной семьи художника и приезжающих к нему друзей и учеников: Поленов задумал создать здесь музей и картинную галерею, которые должны были стать культурным центром всей округи, своеобразной народной Академией искусств», – прочитала я первые строчки в ярком путеводителе «Поленово».

Так вот, об истории дома, его обитателях, убранстве можно рассказывать бесконечно. Как говорит знаменитый актер Леонид Каневский: «Но это уже совсем другая история».

Побывайте, посмотрите на все своими глазами, пройдитесь по дому, по парку, подышите воздухом России.

Нас же Поленово встретило дождем – теплым и сплошным. Он падал даже не каплями, не ручейками, а плотной стеной, без перерывов и без каких-либо лазеек для нас, мгновенно вымокших туристов. Я позавидовала Володе: он тут же надел дождевик с капюшоном и оставался сухим и бодреньким. Мне стало понятно преимущество такого плаща: руки свободны, тело закрыто полностью, легко и удобно. Позже из окна автобуса увидела молодых мамочек, катящих коляски, в модных ярких дождевичках, идут спокойненько, дождь хлещет, а они щебечут о своем, о материнском.

Нарьянмарцы после публикации путевых очерков, к моему удовольствию, забрасывают меня вопросами: как, где, когда организовать подобную поездку, сколько стоит, можно ли с детьми, а в промежутке между самолетами можно успеть?

Все можно. Для этого существует интернет, который сослужит верную службу: поможет узнать, запланировать и… путешествуйте в удовольствие. Счастливого пути!