Вы здесь

Съезд коренных народов: находки и потери

Только живущий в гнезде знает,
Каковы они – ветры.
Только живущий в норе знает,
Каковы они – воды…

(из древнего юкагирского эпоса)

 

Эти строки вполне могли бы стать не только эпиграфом к статье, но и лейтмотивом VIII съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, который проходил в Салехарде 24-25 марта.

Традиционным для этого мероприятия становится не только отчет и оценка работы руководителей Ассоциации коренных малочисленных народов Севера (КМНС), выборы ее президента, но и подведение итогов, констатация успехов и печальных фактов потерь: исчезновения из «списков живых» аборигенных народов, языков, культур.
Символичным можно назвать само начало съезда, когда представители почти 50 малочисленных народов нашей страны и мира, среди которых были саами Норвегии, представители саамского парламента Суоми, почтили минутой молчания всех ушедших в «долину предков» активистов национальных движений, а также исчезнувших с лица Земли народов.
За четыре года, прошедших с момента проведения VII съезда ассоциации, в списках «живых этносов России» не стало моторов, камасинцев и айнов. Исчезают кереки, их осталось только 8 человек – 6 женщин (все – 50 лет и старше) и двое мужчин (48 и 80 лет).
Сегодня «колокол звонит» по народу ороки, насчитывающему только 324 человека, алеутам (340 человек), тазам (276), нигидальцам и орочам (по 600), энцам (215), по тремстам амурским ультам и удэге. Многие читатели нашей газеты даже названия этих народов слышат, наверное, впервые.
– Вы – наши братья и сестры, и только вам понятна наша боль. Помните, что наше сегодня может стать вашим завтра. Задумайтесь над этим, – сказала на съезде одна из представительниц народов Сахалина Анна Тумали.
На этом съезде, как мне показалось, впервые (а я была делегатом всех съездов, кроме седьмого) из уст представителей федеральных властей прозвучали тревожные нотки, подтверждающие ежегодное исчезновение из «списка живых» 10 аборигенных народов нашей планеты.
Несмотря на усилия законодателей, навсегда уходят в небытие уникальные культуры и неповторимые языки древних цивилизаций. Этот факт на VIII съезде был подтвержден представителями недавно созданного Федерального агентства по делам национальностей. До этого времени на съездах власть обычно рассказывала о том, как бережно она относится к коренным народам страны, какие правильные законы принимает ради их сохранения.

Съезд – это не съезжий праздник
На съезд приехал 371 делегат из 29 регионов страны – от Кольского полуострова до Командорских островов. В работе форума принимали участие «лучшие из лучших» хранителей наследия шорской, хакасской, якутской, эвенкийской, ненецкой, хантыйской, чукотской, саамской культур.
Среди делегатов были кандидаты наук, профессора, писатели, экологи, социологи, специалисты здравоохранения и образования, руководители ассоциаций с мест, представители советов старейшин. Но слишком немного было среди делегатов рыбаков, охотников, оленеводов, глав семейно-родовых общин – тех, кто действительно знает аборигенную жизнь изнутри и о проблемах коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока смог бы рассказать из первых уст.
К сожалению, это стало уже определенной традицией съездов ассоциации: большинство представителей малочисленных народов, живущих в далеких тундровых или таежных урочищах, делегируют свои права представителям региональных национальных объединений.
На съезде говорилось о том, что в последнее время в России действительно принято большое количество природоохранных законов, связанных с национальными парками. В них, как не раз отмечали делегаты съезда, уделяется внимание сохранению амурских тигров, белых медведей, нерп и моржей. А вот о людях, живущих на этих территориях, законодатели частенько забывают.
Жители Приамурья столкнулись с ситуацией, когда их охотничьи угодья – кедровники – оказались территорией национального парка, куда им путь заказан. Эта проблема была озвучена на съезде представителями Камчатки и Бурятии. Говорили и об организации Вайгачского национального парка. Поддержки эта идея у участников съезда не нашла.
Одним из направлений работы съезда стала выработка стратегии адаптации малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, в современном обществе, где аборигенные народы, не выдерживают конкуренции с бизнесом и лишаются родовых урочищ, пастбищ, рыбных озер и рек. О внесении изменений в российское законодательство, о необходимости пересмотра подходов к определению статуса этих народов говорили на форуме и представители федеральной власти. Съезд единогласно поддержал идею создания реестра всех коренных народов России.

Реестру КМНС – быть!
Президент ассоциации Григорий Ледков заверил делегатов, что одним из важнейших направлений в его работе станет вопрос изготовления вкладышей в паспорта представителей коренных малочисленных этносов, поскольку отсутствие в паспорте графы о национальной принадлежности делает зачастую невозможным исполнение ряда законов о поддержке малых народов. И наоборот: отсутствие данных о национальной принадлежности дает возможность пользоваться многими правами представителям других этносов. Например, на Сахалине сотни корейцев и калмыков, приехавших туда относительно недавно, записываются в народность ульты и тем самым получают права на лицензионный вылов рыбы в местах традиционного проживания нивхов, нанайцев и нигидальцев. Этого не произошло бы, если бы существовал реестр аборигенного населения России.

Вернуть распределение?
Кроме этого, на съезде говорилось и о системе образования, подготовке кадров из числа малочисленных народов. Мария Бармич, почетный профессор Института народов Севера РГПИ им. А.И. Герцена, даже предложила обратиться в Министерство образования и науки с просьбой вернуть целевое направление студентов из числа КМНС с гарантированным обеспечением работой после окончания вузов.
Был поднят вопрос и об организации так называемых кочевых школ и подготовлено обращение в Минобрнауки о недопустимости закрытия малокомплектных национальных школ. К сожалению, эта тенденция, «разгулявшаяся» по северам, за пять лет уничтожила более 200 школ. Дети аборигенного населения вновь оказались вдали от своих родителей в интернатных заведениях. А что это такое и к чему это приведет в дальнейшем, представить нетрудно.
Говорилось на съезде и о сохранении языков и культур народов, о национальном разнообразии, воспитании национальной гордости. Член Совета старейшин Николай Атласов из Якутии предложил взять на особый учет семьи, где сохраняются традиции и язык народа, на уровне региональных ассоциаций и местных властей организовать поддержку этих семей.
На съезде говорилось, что главной причиной вымирания аборигенных народов России является их неумение приспосабливаться к современным рыночным условиям, невысокий уровень образования и слабое здоровье этносов.
Вот только некоторые цифры. Из 28,7 тысячи ханты и манси высшее образование имеют всего 1 204 человека. Из 15,7 тысячи чукчей только 538 закончили вузы страны (причем только в советское время). Лишь 14% ненцев, эвенков и долган имеют высшее образование.

Спасение утопающих – дело рук...
В рамках мероприятий съезда проходил круглый стол, целиком посвященный проблемам здоровья коренных этносов России. Из выступления заслуженного врача и недавнего вице-президента ассоциации Ларисы Абрютиной стало ясно, что здоровье коренных народов за последние десять лет лучше не стало. Продолжительность жизни среднестатистического аборигена России составляет 43–47 лет. На 10% выросло количество самоубийств среди молодых людей, живущих в национальных поселках.
Основной причиной этой безрадостной картины участники круглого стола посчитали потерю народами Севера смысла жизни, утрату национальных корней. Потеряв право на родовые охотничьи угодья, рыбные тони, оленьи пастбища, «захваченные» промышленными (лесопильными, нефтяными и газовыми) корпорациями, народы теряют себя. К сожалению, большинство законов, вроде бы направленных на защиту прав коренного населения, на деле не работают.
Мысль о том, что спасение отныне должно стать делом рук самих малочисленных этносов, неоднократно звучала в кулуарах и в выступлениях делегатов.

Глас народа
Съезд, повторимся, был отчетно-выборным. Критических выступлений в адрес руководства РАЙПОНа и президента ассоциации Григория Ледкова не было. Говорили о том, что благодаря ассоциации и лично президенту удалось решить ряд вопросов. Благодарили за то, что аппарат РАЙПОНа за четыре года побывал практически во всех регионах, где проживают коренные малочисленные народы, за организацию юридической помощи, работу по защите прав аборигенного населения в Государственной думе. Одним из достижений в работе ассоциации стало создание Молодежного крыла РАЙПОНа.
Поэтому в процессе выборов главы РАЙПОНа интриги не было. Кроме Григория Петровича, не был выдвинут ни один кандидат. Лишь в конце процедуры появился самовыдвиженец из Ханты-Мансийского округа – Олег Густавович Шатин.
При голосовании ему удалось набрать лишь три голоса, все же остальные 367 голосов делегаты отдали Григорию Ледкову. Так что у Всероссийской ассоциации сейчас «новый-старый» президент.
Очень важно, что все предложения участников съезда были озвучены в присутствии представителей федеральной власти – депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, представителей администрации президента, полпредов Владимира Путина в федеральных округах, руководства Федерального агентства по делам национальностей. Все они высоко оценили работу Всероссийской ассоциации, выразив стремление к сотрудничеству.
Примечательно, что на съезде был организован открытый микрофон, где представители коренных этносов могли напрямую обратиться к властям, внести свои предложения, высказать пожелания. Те в свою очередь заверили, что ни одна проблема, прозвучавшая на съезде, не будет оставлена без внимания.