Пилоты Заполярья всегда вызывали восхищение у жителей округа, служили эталоном мужественности, смелости, самоотверженности.
Они открывали небесные дороги к самым дальним точкам на карте нашего округа. Небу Заполярья посвятил свою жизнь и Виктор Константинович Поздеев, который, как и многие пилоты, заслуживает добрых слов и воспоминаний.
Не только жил, он дышал небом...
Так написали в «НВ» его супруга Маргарита Михайловна, дочери Галина и Елена, рассказывая о Викторе Константиновиче, который проработал в авиации 30 лет.
– Родился Виктор в Устьянском районе Коми АССР 22 января 1938 года. Деревня Росвино, где жила семья Поздеевых, небольшая, но народ там был трудолюбивый и мастеровой. Отец Виктора – Константин Савельевич –
работал председателем сельсовета, слыл человеком принципиальным. Когда началась Великая Отечественная, ушёл добровольцем на фронт, а многодетная семья Поздеевых решила перебраться в село Оксино, где у матери – Устиньи Фёдоровны – жили родители и сёстры, – это строки из письма родных.
В 1953 году Виктор Константинович закончил Оксинскую школу и приехал в Нарьян-Мар продолжать образование. Трудно было, у многих родители погибли на войне, это и сплачивало.
«Отец, – пишут родные Виктора Константиновича, – тогда сдружился и пронёс через всю жизнь воспоминания о своих одноклассниках: Василии Вокуеве, Ирине Купцовой, Гале Никоновой. Он вспоминал, что в школе большое внимание уделяли спорту. Ежедневные пробежки, зимой лыжи. Добрым словом папа всегда вспоминал Н. И. Шарапова – учителя Оксинской школы и И. Ф. Чупрова – педагога из школы №1. Позднее он рассказывал, что тренировки позволяли школьникам без особого труда преодолевать 60-километровые забеги из
Нарьян-Мара до Оксино.
Мальчишки тех лет мечтали о небе. Виктор часто прибегал на площадку аэродрома, где приземлялись «аннушки». Начальник площадки Артемий Дуркин пацанов не гонял: разрешал иногда заглянуть в кабину пилота. Он знал, какое счастье и гордость испытывают мальчишки в это время».
Небо выбрало их...
По воспоминаниям близких, путь в небо для их отца был нелёгким, но сильная воля и стремление получить любимую профессию были сильнее.
В 1956 году, получив аттестат, Виктор Поздеев с другом Валерой обратились в военкомат, чтобы им дали направление в Кременчугское лётное училище. После собеседования военный комиссариат округа дал рекомендацию и отправил запрос в учебное заведение. Удивительное дело, но ждать долго не пришлось.
Молодые люди отправились покорять новые высоты. Из Архангельска сначала на поезде, а затем на перекладных добрались до Кременчуга. Экзамены сдали, форму получили, и началась сложная, но очень интересная учёба.
Виктор скрупулёзно вёл дневник, конспектировал все комментарии командиров – готовился к будущей профессии серьёзно. О своих успехах не забывал рассказывать родным, регулярно отправлял домой письма и фотографии.
Только вот на каникулы домой за время учёбы ни разу они с Валерой не ездили – денег не было. Вместо этого наши герои ехали работать в соседние совхозы на картошку или бахчу.
Два года прошли незаметно, перед выпускными Виктор Поздеев написал в своей тетради:
Четыре океана в Мире,
их воды омывают земли многих стран.
Но всех заманчивей, синей и шире
над нами НЕБО – пятый океан!
В 1958 году молодые пилоты сдали выпускные экзамены и уже в сентябре вернулись на родину.
Крылья над тундрой
Родные Виктора Константиновича вспоминают:
– Для нашего папы это было трудное и удивительно прекрасное время. Сбылась его мечта – он летал над тундровыми просторами и широкой вольной Печорой. Ан-2 ждали в посёлках и оленеводческих стойбищах. «Аннушки» вывозили больных из населённых пунктов, рыбаков, детей оленеводов – в любую погоду выполняли свой долг, нередко рискуя жизнью. Молодые лётчики с огромной благодарностью вспоминали своих наставников: И. В. Казакова, А. Г. Рудяшко, В. А. Старжинского, А. Кыркалова, Ю. Наумова. Они помогали молодёжи, обучали тонкостям работы в условиях Заполярья.
В 60-е годы в авиаотряде появились первые вертолёты – сначала Ми-1, затем Ми-4. Виктору Константиновичу доверили осваивать новую для Заполярья технику. С 1964 по 1968 год он летает на вертолётах, досконально изучает эти винтокрылые машины и делится опытом с товарищами. За эту работу он удостоен первого нагрудного знака «За безаварийный налёт 5 000 часов». Что это значило для лётчика (Виктор тогда отслужил в авиации 10 лет), могут понять только авиаторы.
И вновь обратимся к воспоминаниям дочерей Виктора Константиновича:
– В 1964-м в лётный отряд прибыло пополнение. Отец вспоминал, что сразу взял под своё крыло двух парней, выходцев из тундры: Семёна Явтысого и Леонида Ледкова. И хотя разницы в возрасте у них почти не было, Поздеев считался уже состоявшимся пилотом. Весёлые, жизнерадостные – казалось, готовые всю жизнь связать с небом. Но, к сожалению, не случилось! Один погиб, другой рано оставил небо.
Вслед за винтокрылыми Ми-1 и Ми-4 в авиаотряд поступил красавец вертолёт Ми-8, рассчитанный для работы в геологоразведке. Мощный гигант, к сожалению, имел ряд недостатков и был не совсем приспособлен для полётов при низких температурах и полярной ночи. Наши лётчики, в их числе и Виктор Константинович Поздеев, изучили его досконально и, как говорится, довели до ума.
Девяностые – время перемен
Эти годы стали переломными не только для страны, но и для каждого из нас. Не обошли они стороной и Виктора Константиновича Поздеева. Несмотря на относительно молодой возраст, он решил выйти на пенсию. Тогда из авиаотряда начали уходить многие, предприятие находилось на стадии банкротства.
Дочери Виктора Константиновича вспоминают:
– Отец с мамой переехали в Ульяновск. В его тетради сохранилась запись тех лет:
Пришла пора проститься нам с тобою, НЕБО!
Я под крылом, ты на крыле.
Другой пилот пойдёт моей судьбою, НЕБО!
А я тоскую на Земле!
Эти строчки говорят сами за себя: лётчик навсегда связан с небесными просторами…
Он никогда не сидел без дела. Приехав в Ульяновск, начал строить гараж, ухаживать за садом, который купил почти сразу, выращивал сливы и яблоки. Но что бы ни делал, его взгляд всегда был устремлён в небо. Доброй традицией для него стало посещение местного аэродрома, где нередко проводились соревнования пилотов и, главное, базировались вертолёты Ми-1, самолёты Ан-2. С огромной грустью вспоминал своих товарищей, с которыми начинал летать, ветеранов.
В 2004-м ему посчастливилось вновь побывать в Нарьян-Маре – по приглашению генерального директора авиаотряда Валерия Афанасьева. Он был безмерно благодарен за возможность встретиться с друзьями, пройтись по взлётке родного предприятия.
Каждый пилот оставил на предприятии память о себе.
«В трудовой книжке отца перечислены многочисленные профессиональные награды, грамоты и благодарности. В их числе «Медаль за трудовую доблесть» за выполнение государственного задания по перегонке вертолётов Ми-4 в Германию и Чехословакию, неоднократно награждался знаком гражданской авиации «За личный безаварийный полёт», – читаем в письме.
Экипаж, в котором летал Виктор Поздеев, в своё время был признан лучшим на предприятии.
«Сегодня хочется пожелать авиаотряду процветания, а пилотам – мягких посадок! Пусть молодёжь никогда не забывает о ветеранах, тех, кто поднимал в полярное небо самолёты и вертолёты в 60, 70, 80-е годы. Для них, как и для нашего папы, небо было смыслом жизни», – завершили своё письмо родные лётчика.