Вы здесь

Инвестиции в причал

Трудовой коллектив морского торгового порта Нарьян-Мара и глава региона Игорь Кошин в ходе прошедшей во вторник встречи согласовали комплекс мер по финансовому оздоровлению предприятия и его материально-технической модернизации. Участники диалога признали, что дорожная карта по выходу порта из кризиса может быть выполнена лишь при одном условии – предприятие должно перейти в собственность округа.

Портовики ждали встречи с руководителем округа более двух лет. После того, как 100% акций ОАО «Нарьян-Марский морской торговый порт» перешел в собственность Росимущества, внимание к объекту со стороны окружных властей, к сожалению, почти пропало. Со своими нерешенными проблемами портовики остались один на один. Между тем, проб-лемы все прибывали, а решать их было некому. Старело оборудование, сказывалась нехватка кад-ров, отсутствие дноуглубительных работ в акватории порта, и, конечно же, несовершенная сис-тема оплаты труда. Именно этот пункт стал последней каплей терпения портовиков, и они обратились за помощью к новому руководству округа.

Отгрузка без правил

На сегодняшний день порт выполняет стратегическую задачу, обеспечивая транспортную безопасность по доставке социально значимых грузов в НАО. По словам заместителя главы администрации Владимира Бланка, общий реальный объем грузов, которые перегружаются в акватории нарьян-марского порта, составляет примерно 250-270 тысяч тонн. Но лишь чуть более 137 тысяч официально переваливается через причалы морпорта.

– Около 130 тысяч тонн разгружается неофициально, – сообщил на встрече Владимир Бланк. – Часть грузов выгружается непосредственно в окрестностях города или чуть ниже по течению реки. Все места незаконной разгрузки нам известны.

По инициативе главы региона Игоря Кошина по данному факту в ближайшее время пройдет совещание с контрольными органами, поскольку речь идет о вопросах транспортной логистики округа.

В ходе встречи, гендиректор предприятии Иван Чемко посетовал главе на катастрофическую ситуацию с состоянием портовых причалов и обмелением акватории порта.

– Из четырех причалов сегодня в работе фактически только один – четвертый, на котором в ходе минувшей навигации было переработано свыше пятидесяти процентов грузов, – говорит руководитель порта. – Пятый причал – деревянный, уже обвалился, а половина причала номер три также выведена из эксплуатации из-за неудовлетворительного состояния.

Техническое состояние портовых кранов Albatros и Ganz тоже вызывает опасения. Проведенная накануне независимая экспертиза показала, что они готовы все-таки «встретить» грузы в новую навигацию, однако из-за перегрузок механизмы кранов перегреваются и износ оборудования уже через 6-7 лет не позволит соответствовать общероссийским нормам технической безопасности.

Между тем, предстоящая навигация обещает быть насыщенной. И это не прогноз, а мнение экспертов. Печора мелеет, а грузоперевозчики не хотят переходить на доставку грузов по морю. Дорого.

По мнению специалистов, грузов будет гораздо больше в направлении НАО, поскольку округ строится. Справится ли с таким потоком родная Печора? И вверх, и вниз по течению без регулярных дноуглубительных работ перекаты становятся все менее проходимыми.

Игорь Кошин в ходе встречи дал распоряжение оперативно решить вопрос о приобретении дополнительного погрузчика и начать разработку проекта по изыскательским дноуглубительным работам в акватории порта. Кроме того, с трудовым коллективом было принято совместное решение разработать программу модернизации морпорта. Вице-губернатор Владимир Бланк заверил, что работа над этим документом будет завершена к концу третьего квартала.

Без разночтений в оплате

Ошибки предыдущего ме-неджмента порта и некоторая отчужденность нынешнего его руководства, по сути, явились причиной сложившейся сегодня ситуации.

– Мы справимся с этой навигацией, – уверенно звучало со стороны администрации морпорта. – Надо всерьез готовиться к навигации, а не в нарды играть в мастерских, – отвечали в тот день портовики.

Главной, если не основной, темой на предприятии сейчас остается несовершенная система оплаты труда и степень готовности морпорта к навигации. На этом базируется основное недовольство трудового коллектива, высказанное в ходе предыдущей встречи с руководством округа и прозвучавшее в ходе нынешней встречи с губернатором.

Предложения по обновлению системы оплаты труда в настоящий момент уже приняты от коллектива, подтвердил Владимир Бланк. Игорь Кошин по итогам встречи дал распоряжение до 1 июня подготовить коллективный договор и начать инициативный аудит. В частности, глава высказал серьезные нарекания по «разночтению» системы оплаты труда у привлеченных докеров из Архангельской области, местных специалистов, а также у руководителя порта.

Обеспечить реализацию всех намеченных пунктов можно будет при одном условии – полной передаче 100% пакета акций порта в собственность округа. В ходе встречи начальник Управления имущества НАО Алексей Пленокос сообщил портовикам и представителям администрации округа, что в Министерство экономического развития РФ направлено обращение губернатора НАО о передаче 100% акций в собственность округа. Кроме того, готовится соответствующий пакет необходимых документов для оформления процедуры передачи объекта. В ближайшее время федеральное ведомство должно рассмотреть предложение округа и принять соответствующее решение.

Параллельно округ готовит замену своих представителей в совете директоров ОАО «Нарьян-Марский морской торговый порт». В ходе встречи была согласована кандидатура в совет директоров от трудового коллектива старшего механика Николая Волкомидова и нового представителя управления имущества округа.

– У нас сегодня вопросов больше, чем ответов, – резюмировал итоги встречи с коллективом порта глава округа. – Мы должны для себя составить четкую программу, поскольку не сегодня так завтра порт может перейти в собственность округа. И мы должны понимать, что мы должны делать дальше. Без морского порта округу никак нельзя.