Об актуальных вопросах бюджетной политики Ненецкого округа в интервью «НВ» рассказывает главный финансист НАО Нинель Семяшкина.
– В последнее время ходят разговоры о том, что администрация НАО в конце прошлого года взяла в кредит несколько сотен миллионов рублей, соответствует ли это действительности?
– Никаких денег мы не занимали. На сегодня НАО – единственный субъект Российской Федерации, который не имеет ни одного рубля государственного долга.
Я могу предположить откуда такие разговоры возникли. Окружной бюджет в этом году принят с дефицитом, разрешенным Бюджетным кодексом. Кодекс подразумевает, что дефицит может составлять более 15%, если источником его финансирования являются остатки на начало года. У нас на начало года были остатки в сумме 2 миллиарда 362 миллиона 685 тысяч рублей. Вот они и направлены на покрытие дефицита.
Кредит планируется как своего рода страховая мера. У нас может возникнуть разрыв между доходами и расходами в 600 миллионов рублей, поэтому на его покрытие заложена возможность кредита. Но по кассовому плану необходимость в такой сумме может возникнуть не ранее декабря текущего года.
– Есть ли способы избежать привлечения заемных средств?
– Да, не исключено, что благодаря дополнительным доходам округ вообще откажется от кредита. В течение года доходы от СРП по проекту «Харьягинское месторождение» могут поступить в большем размере, чем учтено в бюджете.
Когда принимался бюджет, кредит на погашение дефицита был запланирован в сумме 1,2 миллиарда рублей, но за счет дополнительных доходов от СРП по итогам за 2013 год, поступивших в первом квартале уже этого года, дефицит был уменьшен на 620 миллионов.
Стоит сказать, что и в прошлом году мы тоже планировали кредит, но обошлись без него.
Нужно учитывать, что бюджет не всегда исполняется на сто процентов: в течение года возникает экономия по торгам. Кроме того, в прошлом году часть средств осталась неиспользованной из-за неисполнения контрактов недобросовестными подрядчиками и поставщиками. Большая часть инвестиций оказалась не освоенной муниципальными образованиями.
– Почему округ сталкивается с нехваткой денег в последнем месяце года?
– Это связано с системой налогообложения. Практически получается, что доходы в бюджет округа поступают четыре раза в год – по налогу на имущество и по прибыльной нефти. В окружной бюджет не поступает ежемесячный сбор обычный в других регионах, как налог на доходы физических лиц. Он перечисляется в бюджеты муниципальных образований и Архангельской области.
Возьмем в пример прошлый год: в январе – доходы составили 19 миллионов рублей, расходы – 796 миллионов. Февраль – доходы 2 миллиарда 352 миллиона, расходы – 493 миллиона. Июнь – доходы 47 миллионов, расходы – 835, а май – 2 миллиарда 882 миллиона доходов и 700 миллио-нов расходов.
То есть, если расходы более-менее планомерны, то доходы у нас поступают четыре раза в год: поступили в феврале и мы должны прожить до середины мая.
Есть четкие сроки уплаты налогов в соответствии с Налоговым кодексом. При этом налоги окружного уровня поступают «скачкообразно». Из-за этого и получается то, за что нас часто критикуют – как большие остатки на счетах, так и необходимость планирования кредитов.
Мы планируем займ, чтобы выдать зарплаты, осуществить все социальные выплаты и т.д. Но в течение года мы стараемся и запас сделать, и, где возможно, расходы перенести на более поздний период, потому что, само собой, кредиты в целях экономии окружного бюджета лучше не брать – их же дают под проценты. Пока нам это удается.
– Какова ситуация с исполнением бюджета за первый квартал по расходам и доходам?
– По доходам исполнено 3 миллиарда 558 миллионов, или 108,9% от запланированного. Расходы составили 2 миллиарда 652 миллиона. Итого, профицит почти 900 миллионов руб-лей.
– Сколько средств поступило из области в округ, и сколько НАО перечислил налогов в Архангельскую область в 2013 году?
– В прошлом году доходы с территории округа в бюджет области составили 12 миллиардов 947 миллионов, а область, в свою очередь, на полномочия на нашей территории потратила 5 миллиардов 242 миллиона. НАО специально ничего не перечисляет в область, ряд налогов поступает в Архангельскую область напрямую.
– Какие доходы округ ждет от Харьягинского СРП? Почему сумма налогов превысила предполагаемые сборы?
– Мы ожидаем доходы в 2 миллиарда 882 миллиона и 825 тысяч, если быть точными. По первому кварталу было запланировано 680 миллионов 700 тысяч рублей, по факту же поступил 1 миллиард 458 миллионов 570 тысяч. За счет этого увеличения мы и уменьшили запланированную сумму кредита.
Налогоплательщики в данном случае ежеквартально перечисляют суммы прибыльной нефти, но администратором по этим налогам является Минэнерго, потому что 50% этой суммы поступает в федеральный бюджет, 50% – в окружной.
Минэнерго свой бюджет по рекомендации Министерства финансов России в этом году рассчитало исходя из цены нефти в 93 доллара за баррель, по пессимистическому прогнозу. Но он в первом квартале не оправдался – цена составила более 108 долларов за баррель. Поэтому возросли прибыли нефтяников, и, соответственно, налоговые сборы.
Кроме того, учитывалось, что будут выполнены определенные работы, которые упадут на возмещаемые затраты, чего не было сделано оператором, поэтому прибыль получилась еще больше.
Не стоит забывать и о валютном факторе. Суммы от продажи нефти поступают в долларах, обмен производится Центробанком РФ в пересчете на курс банка на момент поступления средств. Таким образом, в прошлом году доллар планировался по стоимости в 31 рубль, сегодня же мы получали уже по 36 руб-лей за доллар. Поэтому ослабление рубля, в данном случае нам пошло на пользу, как и всему федеральному бюджету.
В экономике как в жизни – никогда не бывает целиком отрицательного, всегда есть что-то и положительное.
– Поступают ли налоги на имущество с платформы «Приразломная»? Она зарегистрирована в порту Нарьян-Мара.
– Платформа является искусственным островом. По Налоговому кодексу РФ, объекты осуществляющие добычу нефти и газа на искусственных островах вне территориальных вод России налогом на имущество не облагаются. Это своего рода преференция, чтобы поощрить нефтяников развивать добычу на шельфе. Налог на имущество – региональный налог, и в федеральный бюджет он не поступает. Поэтому страна установила, раз остров не находится на территории какого-то субъекта России непосредственно, значит, налог не выплачивается. Так что «Приразломная» для нас – предмет исключительно бескорыстной гордости порта Нарьян-Мара.