Зима. Печора еще покрыта толстым слоем льда. А Нарьян-Марский морской торговый порт уже готовится к навигации 2014 года. О том, как планирует ее провести руководство предприятия, мы беседуем с генеральным директором порта Иваном Чемко.
– Подготовка к следующей навигации, на самом деле, начинается тогда, когда еще не закончилась текущая, – говорит Иван Васильевич. – Мы анализируем нашу работу, ведем переговоры с заказчиками, прогнозируем объем предстоящих перевозок по реке и по морю, прикидываем доходы и расходы на будущий год.
Объемы переработки грузов в 2014 году у нас ожидаются не меньшие, чем в 2013-м, а, возможно, и большие. В прошлом году мы переработали в Нарьян-Маре порядка 140 тысяч тонн грузов, а в этом году мы ожидаем объемы от 140 до 200 тысяч тонн. На Варандее в прошлом году мы переработали 37 тысяч тонн грузов, а в 2014 году мы ожидаем там объем работ от 70 до 80 тысяч тонн.
Мы готовы переработать эти грузы. Сейчас ремонтируем краны, делаем экспертизу их состояния, готовим причалы, акваторию порта, проводим водолазный осмотр. Средства на эти работы у нас есть и подготовку рассчитываем провести полностью в срок.
Переработка такого количества грузов позволит нам полностью рассчитаться со всеми долгами и вывести порт в нормальное экономическое состояние. Мы планируем закрыть все непрофильные производства и начать функционировать как успешное предприятие. В прошлом году мы получили прибыль в размере примерно девяти миллионов руб-лей, а уже в следующем мы ожидаем прибыль в несколько раз больше.
Необходимо сказать, что пять лет Нарьян-Марский морской торговый порт не повышал тарифы на свои услуги. Последние два года мы сделали ставку на снижение издержек, рост объема переработки грузов и повышение производительности труда.
Если в 2010-м и 2011 годах наши убытки от содержания вспомогательного производства составляли примерно 20 миллионов рублей, то в 2013 году они снизились до шести миллионов рублей, а в этом году планируем уложиться в два миллиона руб-лей. В прошлом году объем переработанных нами грузов вырос на 40 процентов, при этом в полтора раза снизилось потреб-ление электроэнергии, сократилась численность работников.
К сожалению, тарифы нам придется поднять. Судите сами – за пять лет электроэнергия подорожала на 50 процентов, топ-ливо – на 65 процентов, газ – на 40 процентов, налоги выросли на 15 процентов. Понятно, что за это время одновременно с ростом производительности труда выросла и зарплата работников порта. Кроме того, ежегодная инфляция составляет порядка семи процентов.
Тарифы мы поднимем, но ненамного – на 15–20 процентов. Это вынужденная мера с учетом экономической ситуации. Рост незначительный, особенно, если учесть, как выросли тарифы у наших соседей. Например, Архангельский морской порт в прошлом году поднял расценки на 20 процентов, а в этом году – еще на 30 процентов. Архангельский речной порт – на 15 процентов. По сравнению с российскими портами, которые находятся в сходных климатических условиях, наши тарифы – самые низкие.
Так, выгрузка грузового автомобиля весом в 30 тонн в Нарьян-Марском порту стоит порядка двух с половиной тысяч рублей, а в Архангельске – 20 тысяч рублей. Можно найти эти расценки в интернете и сравнить.
Еще один важный момент, о котором я хочу сказать. Нас очень беспокоит речная навигация 2014 года. К сожалению, в прошлом году с 15 июля до середины октября Печора была почти несудоходной. Пришедший в октябре флот из города Печоры не успел вернуться обратно. Все суда и баржи остались в Нарьян-Маре. То есть можно прогнозировать, что когда в этом году у нас по реке пройдет голова ледохода, понадобится много времени, чтобы они вернулись в Печору. Если летом при нормальном течении реки этот путь занимает пять-шесть дней, то в период паводка, когда течение сильное, срок удлинится в полтора–два раза.
Если учесть, что каждый год навигация по реке прекращается 10–15 июля, то возникает сомнение, что речники за этот небольшой промежуток времени успеют перевезти все грузы, а наши потенциальные клиенты заявляют очень серьезные объемы.
Поэтому я предлагаю нашим заказчикам воспользоваться удобной и надежной альтернативой – перевозить груз морем через Архангельск. Этим путем с начала июня до начала ноября можно завозить грузы без всяких ограничений. И для Нарьян-Марского порта этот вариант гораздо удобнее и надежнее – не надо в авральном порядке изыскивать дополнительные возможности разгружать баржи в период пиковых нагрузок в короткие промежутки речной навигации.
Мы сможем работать в нормальном режиме, который установили в прошлом году – выгрузку навалочных грузов мы производим круглосуточно, без выходных, выдаем их с восьми утра до двух часов ночи, других грузов – до десяти часов вечера. Мы стараемся оказывать услуги клиентам в максимально сжатые сроки, качественно, обеспечивая сохранность груза.
Перевозки грузов через Печору связаны с достаточно большими рисками. Гарантии, что они будут доставлены вовремя, нет. К тому же, из-за обмеления реки, баржи идут, как правило, недогруженными.
А перевозки по морю позволяют планировать перевозки равномерно и точно в срок. Суда из Архангельска ходят по расписанию, заблаговременно известны даты их выхода. Это позволит заказчику планировать поступление грузов на строительные объекты в том объеме и в том ассортименте, какой необходим для работы, не складируя материалы и оборудование заранее. А транспортная схема с перевозками по реке может быть запасной.
Было много случаев, когда груз приходил по реке в некондиционном состоянии: пакеты развалены, кирпич, пеноблоки, теплоизоляция просто свалены в кучу. Я специально фотографирую эти грузы, чтобы предъявить заказчику. Естественно, выгружать их приходится вручную, как в каменном веке. В этом году мы намерены провести разъяснительную работу и с грузоотправителями, и с грузополучателями, и с Печорским портом: если не будут соблюдаться требования ГОСТа к таре и упаковке, то мы груз выгружать не будем.
При перевозке по морю требования к упаковке груза соблюдаются четко. Там и капитан судна, и судовая администрация, и грузоотправители подходят к вопросу очень серьезно.
Фото из архива «НВ»