Просматривая подшивку окружной газеты за май 1945 года, обратил внимание на заметку К. Чупрова под названием «Кавалер четырех орденов» (№ 125 от 30.05.1945). Автор рассказывал об инструкторе всеобуча при Ненецком окружном военкомате – лейтенанте Григории Барчане. Появилось желание больше узнать о боевом пути героя-орденоносца, его дальнейшей судьбе.
Благодаря архивам Ненецкого округа, проекту «Мемориал» Министерства обороны РФ и другим источникам удалось восстановить биографию Григория Макаровича Барчана и даже найти его сына Александра и дочь Людмилу.
Бой на Синявинских болотах
В Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА) Григорий Барчан был призван 27 сентября 1939 года Золотоношским райвоенкоматом. Его направили на Дальний Восток.
«На границе тучи ходят хмуро», – пели новобранцы, прибывшие на дальневосточные рубежи беречь покой Отчизны. Только-только закончились ожесточенные бои с японскими милитаристами на Халхин-Голе, ветераны еще хранили в памяти не только каждый день – каждый час этой схватки. И рассказывали о сражениях молодым бойцам. Те не знали, что впереди у них четыре года гораздо более жестокой войны. В которой им, молодым ребятам, предстояло победить.
22 июня 1941 года голос Левитана принес страшную весть. А 15 февраля 1942 года старшего сержанта Григория Барчана с товарищами перебросили на Ленинградский фронт.
– Зря под пули не лезли, но и за спины друг друга не прятались, – вспоминал Григорий Макарович. – Никто ни о каких орденах-медалях не думал. Одно желание было: побольше бы фашистов прикончить. А что Красной Звездой наградили – командованию видней. Было это на Синявинских болотах, по грудь в жиже там воевать пришлось. Застряли наши танки. Нужно наступать, а они ни взад, ни вперед. Получил приказ – ночью с ротой поддержать танкистов, помочь им выбраться. Приказ выполнили – пошли танкисты давить фашистов. Как видите, никакого подвига нет: получили приказ и выполнили его. Знали: это надо сделать любой ценой.
В районе Синявинских болот их полк попал в окружение. На штабе командиры решили прорываться к своим и 9 сентября 1942 года батальоны пошли на прорыв. Когда в бою Барчан поднял своих бойцов в рукопашную, его ранило. Прежде чем потерять сознание, он еще успел вскинуть пистолет и застрелить фашистского офицера. А потом долгие дни провел на госпитальной койке. Решение медкомиссии прозвучало как гром среди ясного неба: к строевой службе не годен! Следом пришел приказ о назначении его помощником военного комиссара в Окружной военкомат Ненецкого национального округа Архангельской области.
Письмо матери
Почти два года лейтенант Барчан как инструктор готовил пополнение бойцов РККА для последующей отправки их на Карельский фронт.
Жизнь его шла по строгому распорядку: работа в военкомате, занятия с бойцами. Может быть, так и продолжалась бы дальше, если бы не письмо от матери.
Она сообщала сыну: «Отца Макара Савельевича как партизана, случайно попавшего к немцам в плен, фашисты замучили. Сестер – Нину и Веру – угнали на каторгу в Германию. Родной дом разрушен.»
Постигшее горе умножило жгучую ненависть к врагу. Лейтенант пишет рапорт с просьбой отправить его на фронт. И вновь попадает в действующую армию. Он дает себе слово бить немецких извергов до полного и окончательного разгрома.
И словно забылась тяжелая контузия, особенно в кругу новых боевых друзей. С кем и последний сухарь, и последний глоток воды делил. Кто в бою, если нужно, не раздумывая прикроет.
Склонившись над пожелтевшей фотографией своих сослуживцев, Григорий Барчан вспоминает:
– «Царицей полей» звали пехоту. А сколько этой царице вынести пришлось! Слов нет, чтобы рассказать. Зачастую и спишь, и ешь под открытым небом, дождь – не дождь, снег – не снег. А ведь и песни пели, и шутили, и даже влюблялись. Жизнь – она и на войне жизнь, как не странно это звучит.
И снова в бой!
С 30 мая 1944 года он на Карельском фронте, среди тех, кого сам недавно обучал военному делу. Научив их стрелять из винтовки и пулемета, применять маскировку и пользоваться приемами рукопашного боя, он спас немало жизней бойцам Ненецкого округа. Здесь, на фронте, старший лейтенант Григорий Барчан назначается командиром стрелковой роты 1084-го стрелкового полка 310 стрелковой Новгородской ордена Ленина Краснознаменной дивизии 19-й армии. А немного позже за мужество в бою был представлен к первому ордену Красной Звезды.
В конце войны, 4 марта 1945 года, капитан Григорий Барчан получил задачу и обеспечил дальнейшее продвижение наших частей на запад в районе укреп-ленного населенного пункта Титцова в провинции Померания. За эту операцию Георгий Барчан получает второй орден – Александра Невского.
В начале мая 1945 года на пути наших войск в небольшом восточно-прусском городке Волин упорно сопротивлялась немецкая часть. Батальону было приказано взять город штурмом. Целую ночь просидел капитан Барчан над картой и различными схемами, обдумывая план штурма, прикидывая маневры.
Несмотря на сильный обстрел со стороны противника и быстрое течение пролива Дивенов, Григорий Барчан умело организовал операцию, и батальон с минимальными потерями форсировал пролив, захватив плацдарм для наступления на город Волин.
За успешное руководство батальоном, смелость и отвагу в бою Барчан Григория Макаровича представляют к третьему ордену – Красного Знамени.
Старший лейтенант Барчан с боями прошел Польшу, штурмовал города Гдыня, Данцинг, громил фашистов под Берлином. Бил фашистов без передышки, до полного разгрома и капитуляции. За подвиги, за отвагу и мужество, за взятие Берлина Григорий Барчан уже в мирное время получает свой четвертый орден – Отечественной войны I степени, а также боевые и юбилейные медали.
Война и мир
Отслужив год в Польше, в 1946 году капитан Барчан демобилизовался и вернулся в свой родной город Золотоношу. Работал там в райкоме партии инструктором. От односельчан и родственников Григорий узнал, что его отец Макар Савельевич погиб недалеко от Золотоноши в окрестностях города Черкассы. Его сестра Нина вернулась из Германии живая, о судьбе Веры ничего известно не было.
…В 1949 году Григорий Макарович вместе с семьей по призыву партии едет на Сахалин. Работает председателем колхоза «Победа», управляющим отделением «Огоньковское» совхоза «Анивский», заместителем директора зверосовхоза «Пензенский», управляющим Заречным отделением совхоза «Томаринский».
30 апреля 1966 года Верховным Советом СССР награжден медалью «За трудовую доблесть».
Любимая супруга Елизавета Захаровна родила ему трех сыновей и трех дочерей. О связи поколений он говорил, что она – в вере:
– Не сомневаюсь, что будущие поколения, случись что, не подведут. Ведь мы за них воевали.
Его отважное сердце перестало биться 28 декабря 1990 года. Он покинул нас на 71-м году жизни. У него много внуков и правнуков, некоторые из них пошли по стопам деда, продолжая его боевой и трудовой подвиг – подвиг орденоносца, капитана Григория Макаровича Барчана.