Вы здесь

Мы за ценой не постоим

Я держу в руках архивные документы Министерства обороны РФ. В них описание подвига отца, ветерана Великой Отечественной войны, сержанта Германа Михайловича Кропачева. Медаль «За боевые заслуги» далась ему большой кровью.

Вот сухие казенные строчки, которые мне удалось найти:

«12 октября при наступлении на город Киев тов. Кропачев был переведен в пехоту командиром стрелкового отделения. Противник просочился в тыл нашей части. Отделению Кропачева была поставлена задача разведать их местонахождение. После обнаружения противника мы начали выбивать его с позиций.

В ходе боя тов. Кропачев получил ранение осколками снаряда в обе ноги с повреждением нервов и выбыл из строя».

Потом – многие, многие месяцы в госпиталях, операции… Отец даже мог остаться неходячим. А ведь было ему тогда всего 19 лет. После ранения его комиссовали как инвалида ІІІ группы. В теле, особенно в ногах, блуждали осколки. Помню, в детстве мы просили показать эти куски металла, выступающие под кожей.

Папа родился в селе Сюмси Сюмсинского района Удмуртской АССР и в неполные 18 лет ушел на войну. Когда вернулся, узнал о смерти матери, нашей бабушки Анны Андреевны. Его сестра Ира, спасаясь от голода с двумя малолетними сыновьями и братом-подростком отправилась на Север. Отец последовал за ними.

Так после демобилизации он оказался в Нарьян-Маре и встретил свою любовь – Клавдию Ефимовну, нашу маму. У них родилось шестеро детей: две дочери и четыре сына.

Отец тогда работал в госбезопасности, потом паспортистом в милиции и очень любил технику. В Нарьян-Маре у нас была лодка с мотором, который почему-то получил прозвище «топ нога». Летом и осенью мы часто ездили на лодке за морошкой, ягодами, грибами по Печоре. Когда проезжали около морского порта и огромных кранов – зрелище было просто завораживающим.

На пенсию отец ушел с должности начальника паспортного стола. Переехал в Краснодарский край с сыновьями-двойняшками и купил там дом. Мы, остальные дети, к тому времени уже разъехались по стране. Но пенсия не стала для него периодом отдыха. На Кубани отец не один год возглавлял пожарную часть.

Добрый, скромный, тихий, немногословный, очень честный, он был непререкаемым авторитетом для нас. Никогда не наказывал и не повышал голос, но его слово было законом.

Папы не стало 10 октября 1997 года, память о нем мы сохраним навечно. В честь нашего отца назван его правнук Герман Таранин (внук дочери Светланы). В День Победы мы все – дети, внуки, правнуки Германа Кропачева – в память о нем, о его погибшем на войне брате Александре Кропачеве будем участвовать в шествии «Бессмертного полка».

Людмила Ушакова (Кропачева)