Вы здесь

В упряжке памяти нашей

9 Мая у памятника участникам Великой Отечественной, воевавшим в составе оленно-транспортных батальонов, собрались их дети, внуки и правнуки.

Звоном 20 медных тундровых колокольчиков, которые когда-то принадлежали вожакам оленьих упряжек, открылась эта встреча, лишенная какой-либо формальности. Душевные воспоминания, искренние рассказы о солдатах-тундровиках – все это очень органично вливалось в общий хор торжеств, посвященных великому празднику Победы.
Сегодня в НАО не осталось никого, кто ушел на фронт прямо из оленеводческих стойбищ и рыбацких станов. Не осталось тех, кто воевал в составе оленно-транспортных батальонов на Карельском, Белорусском, Ленинградском, Волховском фронтах. Ведь из 1 562 жителей тундры назад вернулись только 520 человек. Большинство из них не просто погибли на фронтах этой страшной войны, а пропали без вести, не оставив своим потомкам ни фотографий, ни писем.
В этот день обращения к героям-фронтовикам звучали на ненецком, коми и русском языках: слова благодарности говорили те, кто не воевал, но кто потерял на фронте своих близких – отцов и дедов. Об этом и многом другом вспоминали на этой памятной встрече Иван Рочев, Серафима Адаменко, Валентина Ханзерова, Светлана Ледкова, Майя Ледкова и Ангелина Ардеева, стараниями которой в 2012-м в НАО и появился памятник оленеводам-солдатам Великой Отечественной.
Тружеников тыла, кто днем и ночью охранял оленей, уходил на рыбачьи станы вместо отправившихся на войну мужчин, сейчас можно пересчитать по пальцам. С нами остались лишь четыре вдовы, плюс те, кто, будучи подростками, работал в тундре наравне со взрослыми.
И в этот же день в Этнокультурном центре собрались те, кто помнит День Победы 1945 года. Уроженцы Омы, Неси, Хонгурея, Красного и Нельмина Носа – все,  чьи родные и близкие ушли на фронт или трудились в тылу ради приближения светлого дня Победы, делились воспоминаниями о родных и близких. Людям было что вспомнить и о чем рассказать. Казалось, известные всем строки «никто не забыт, ничто не забыто!» приобрели здесь в стилизованном «тундровом стойбище» иной, более объемный смысл.
Представители ненецких тундр вспоминали отцов и дедов, не вернувшихся с войны. Казалось, не названных поименно родственников не осталось вообще. Вспоминали, как уходили на войну их отцы, как в стойбищах оставались только женщины и дети, которым было суждено выполнять мужскую тяжелую работу. Рассказывали, как в тундру приходили похоронки, а матери и жены до конца не верили, что это правда, что они больше никогда не увидят своих близких и родных. До последнего дня своей жизни старенькие матери сушили и латали малицы своих сыновей, надеясь, что когда-нибудь вещи эти им понадобятся.
Повезло немногим, большинство солдат-тундровиков пали на полях сражений, пропали без вести, защищая Мурманск, Карелию, Ленинград. Не многим удалось вернуться назад, но их имена помнят в каждой тундре, в каждом стойбище. В каждой ненецкой семье хранят реликвии, связанные с подвигом солдат Великой Отечественной. Подвигом, равного которому нет.