Вы здесь

Когда в спасателях согласье есть

Депутаты регионального парламента посетили окружную поисково-спасательную службу. Законотворцы ознакомились с работой подразделения и убедились в том, что его сотрудники придут на помощь в любой ситуации.

Экскурсию проводят заместитель губернатора Сергей Боенко и начальник службы Николай Остродумов. Для начала еще раз поясняют, что в округе существуют две организации со схожими функциями. Это Арктический аварийно-спасательный центр, который финансируется из федерального бюджета, а также окружная поисково-спасательная служба, куда и прибыли депутаты. Разговор проходит в одном из ее помещений. Кстати, спасатели переехали в новое здание на Первомайской улице в прошлом году, аккурат к своему 15-летию.
– Есть загвоздка с земельным участком, который был передан федералам, но сейчас решается вопрос о возвращении его в окружную собственность. Пока этот процесс не завершится, мы не можем заняться благоустройством этой территории, – информирует Сергей Боенко.

Всем стихиям назло
Экскурсия начинается со складского помещения.
– Проблем с инвентарем нет? – интересуется зампредседателя окружного Собрания Александр Лутовинов, глядя на аккуратно разложенную по полках одежду для спасателей. Здесь же – несколько десятков палаток.
– Всего хватает, но кое-что надо обновить, – на ходу объясняет Николай Остродумов. Делегация переходит в следующее помещение и рассматривает водолазное снаряжение и газоспасательное оборудование.
– В конце прошлого года мы проводили тренировочные водолазные спуски, – рассказывает заместитель начальника окружной поисково-спасательной службы Сергей Балуцкий.
Говорит, минимум четыре человека надо, чтобы совершить такой спуск. Всего в подразделении – семь водолазов.
– Есть ли у сотрудников вопросы? – снова спрашивает Александр Лутовинов.
Сергей Балуцкий отмечает, что вроде бы все ничего, разве что водолазы давно не переобучались. В последний раз – около восьми лет назад.

К спасению всегда готовы
Далее роль гида снова берет на себя Николай Остродумов. Представляет вниманию парламентариев высотно-десантное подразделение.
– Я сам проходил обучение и провожу спуск с вертолетов. Иногда приходится экстренно эвакуировать людей с судна. Такой случай был в прошлом году. У человека случился инсульт. Пришлось срочно вылетать на место происшествия. Тут мы работаем в связке с нарьян-марским авиаотрядом. Не так давно в районе Карских ворот произошла аналогичная ситуация. Мы готовились к вылету, одновременно по видео-связи проводили консультацию, и пациенту оказали помощь на судне, – рассказывает Николай Анатольевич.
Для экстренной эвакуации пострадавших у подразделения есть все необходимое. Вот лежат плавучие корзины для подъема людей, чуть поодаль – носилки, костюмы, спусковые устройства, карабины. Все это оборудование и снаряжение может потребоваться в любой момент.
Разумеется, такие спуски требуют недюжинной силы и хорошей физической подготовки. С этим тут полный порядок. Николай Остродумов показывает тренажерный зал. Сюда он и сам наведывается регулярно.
– Андрей Григорьевич, депутатам тоже нужен спортзал! – полушутя обращается к коллеге по парламентскому цеху Андрею Ружникову Александр Лутовинов. Тот соглашается. Процессия движется в сторону кабинета единой диспетчерской службы «112». Гостей встречает ее начальник Дмитрий Лёвин. Кстати, еще одно подтверждение того, что подопечные Николая Остродумова держат себя в форме. Дмитрий – председатель окружной федерации армрестлинга и в спортзал ходит почти ежедневно. Рассказывает о том, как работает служба «112».
– Дежурный принимает звонок через компьютер. Разговоры записываются и хранятся в базе данных три года. Организовано взаимодействие со всеми службами. В день принимаем 100–150 вызовов. Чаще всего звонят по проблемам ЖКХ, но нередко и дети балуются. Реже всего – реальные экстренные ситуации, но мы всегда к ним готовы, – рассказывает Дмитрий. – До конца года планируем ввести систему в опытную эксплуатацию.
Самое главное, по словам начальника ЕДДС, быстро и качественно отработать по обращению гражданина, перенаправить запрос на нужную службу и проконтролировать процесс.
– Каковы перспективы развития единого информационного центра в регионе? – спрашивает Александр Лутовинов.
– В этом году мы осваиваем федеральную субсидию, которую получили на оборудование, – слово снова берет Сергей Боенко. – Укомплектуем штат, постепенно выстроим всю систему.
– Вскоре сможем определять местоположение звонящего. Это важный момент в поисковой работе, – добавляет Дмитрий Лёвин.
Пока, по словам Дмитрия, такой возможности нет. Все упирается в законодательный барьер. Операторы связи не имеют права обнародовать данные о местоположении абонента. Но с приобретением программного комплекса, который рекомендован МЧС России, Минкомсвязи обяжет операторов передавать информацию.

На море – не надо
Николай Остродумов ведет гостей мимо медицинского кабинета.
– Со дня на день должны получить лицензию, в штат службы приняты два медработника. Скоро сами сможем проверять сотрудников перед сменой, не надо будет заключать платные договоры с медучреждением. Каждый день мы должны получать допуск от медика, – рассказывает начальник поисково-спасательной службы.
Депутаты, почти не задерживаясь, отправились в гаражный бокс и ангар для хранения техники. Тут есть, на что посмотреть. Парламентарии любуются огромным катером. Андрей Ружников, ловко взбираясь наверх, исчезает внутри. Правда, как выяснилось, большая махина не предназначена для выхода в море. Однажды спасатели прошли на этом красавце Носовую, вышли в море и попали в шторм. Катер затрещал по швам в прямом смысле этого слова и едва не остался навечно в морской пучине.
– Созвонились с производителем, который нам строго запретил выходить в море на этом катере. Мол, он речной, а на хорошей морской волне раскроется как консервная банка, – вспоминает не очень приятную историю Николай Остродумов.
– Зачем же тогда покупали такой катер? – резонно спрашивает Александр Лутовинов.
– Наверное, это вопрос к самим себе, – разводит руками начальник ПСС и добавляет. – Катер хороший теплый, скоростной. Только в море на нем не стоит отправляться.
Андрей Ружников, спустившись с катера на землю, осматривает снегоболотоходы. Остродумов гордо называет их «отличными машинами». Везде пройдут будто маленькие танки. Не раз выручали в условиях бездорожья.
– А тундру они не повредят? – задумчиво вопрошает народный избранник.
– Нет, у них гусеницы щадящие, резиновые, – со знанием дела сообщает Николай Анатольевич.
Снегоходы, лодки и даже оборудование для ликвидации разливов нефти. Техника у спасателей – на все случаи жизни. Всегда в исправном состоянии. Вот еще один катер «Меркузер». Используется постоянно. По признанию Остродумова, самый любимый для спасателей. Немного дальше – лодка для водолазных спусков. Непотопляемая. Можно на один борт впятером встать, и она не перевернется.

Обошлось без баротравм
Пока парламентарии рассматривают болотоходы и лодки, Сергей Балуцкий рассказывает журналистам про барокамеру. Этот двухместный цилиндр используется для тренировки водолазов при погружении на глубину.
– А еще такая камера нужна, если человек получает баротравму легких. К примеру, когда выходит из строя дыхательная аппаратура. Тогда только в барокамере человек может получить адекватное лечение, – поясняет замначальника поисково-спасательной службы.
К счастью, постучим по дереву, для лечения эта барокамера не использовалась. Только для тренировок. По заверениям Балуцкого, она считается небольшой. В просторных камерах люди свободно ходят, ведь при необходимости туда должен попасть врач, а в эту можно проникнуть разве что ползком.
Депутаты остались довольны увиденным. Александр Лутовинов отметил, что в свое время из окружного бюджета выделялись немалые деньги на технику для службы из регионального бюджета.
– Мы увидели, что все работает, техника исправна и используется по назначению, – подытожил зампред Собрания депутатов.
В конце – тренировочный спуск с крыши подразделения. Спасатели по веревке отправляют вниз манекен. На его правой ноге, видимо для правдоподобности, оторван палец. Беспалый пострадавший быстро и без хлопот доставлен на землю.