Вы здесь

Есть молоко, да достается нелегко

Очередное выездное заседание комитета Собрания депутатов НАО было проведено в минувший вторник на производственной базе акционерного общества «Вита». На самое крупное в округе предприятие по переработке молочной продукции парламентарии приехали по важному делу. Предстояло решить сообща, как сделать, чтобы молокозавод не выживал, а работал хотя бы с минимальной прибылью.

Популярность бренда Нарьян-Марского молочного комбината складывалась по крупицам, десятилетиями. Сегодня каждый житель округа знает, что продукция с логотипом «Виты» – это всегда гарантированное качество, приятный вкус и доступная цена. Плюс, конечно же, оперативная доставка до прилавка.

Коварный рынок ставит задачу
Однако стабильно поддерживать профессиональную планку, по словам трудолюбивого гендиректора предприятия, депутата Сергея Хабарова, с каждым годом становится все труднее. Сохраняя традиционно высокий уровень качества продукции, и тем самым доверие покупателя, молокозавод с громадным трудом, почти в одиночку, справляется с вызовами коварного рынка. Минувший 2016-й получился для АО «Вита» одним из самых сложных в его 78-летней истории.
– Вплоть до 2015 года, когда благодаря помощи окружного бюджета была льготная цена на нашу продукцию, мы имели возможность развиваться, строиться, приобретать новое оборудование. Но сегодня не все так просто, – делится наболевшим с коллегами по депутатскому корпусу Сергей Семёнович. – В связи с высокой себестоимостью и соответственно, приличной ценой на продукцию мы чаще всего проигрываем на торгах, несмотря на то, что спрос на нее есть. Как итог, в 2016 году совокупные убытки предприятия составили 6 млн рублей.
За спиной гендиректора на стене его служебного кабинета скромное фото президента Путина, да с полсотни грамот родному заводу, полученных за действительно честный труд. По правую руку – крупная папка с «головной болью», а точнее, не разгаданной пока бухгалтерской канцелярией. Рассчитаться с долгами – сегодня главная задача завода.
Несмотря на внушительную сумму убытка, трагизма в голосе настоящего хозяйственника нет.
– Удар сдержали, плюс сделали для завода многое, – говорит он.
В прошлом году на предприятии провели капитальный ремонт в котельной и привели в порядок кровлю служебных помещений. Все эти технологические «грехи» достались Хабарову, вступившему в должность в феврале 2015 года, от прежнего руководства. Откладывать их в «долгий ящик» он и не думал.
– Были предписания СЭС с указанием сроков. Поэтому мы пошли на этот шаг и довольны, что дело сделали, – рассуждает Сергей Семёнович. – Но, пожалуй, самым сложным стало решение о полной замене оборудования в цехе по производству детского питания. Требования здесь особенные. Все федеральные нормативы мы должны выдержать, стандарты и составы. А потому решили не откладывать, потратиться и провести ремонт. Не сделав его, мы были бы закрыты как производители этого вида стратегической для нашего округа продукции.
Объем производства детского питания предприятием составляет сегодня около 100 тонн в год. Количество производимой продукции зависит от заявок окружного профильного департамента – основного заказчика. Молокозавод готов в любой момент увеличить производство. Спрос определяют главные потребители – школы, интернаты, детские сады и ясли.

Декларация со вкусом карамели
Столкнувшись с вызовами, небольшой коллектив предприятия (39 «бойцов» молочного фронта плюс директор) несмотря ни на что строит позитивные планы на год нынешний. «Дорожную карту» такого позитива нам поведала в ходе экскурсии по цехам старательная и обаятельная Лидия Викторовна Ледкова – заместитель гендиректора, главный технолог.
Надев предварительно бахилы, белые стерильные халаты и обязательные шапочки, мы вместе с депутатами осмотрели гаражный бокс, котельную, оценили техническую укомплектованность «Виты». Лидия Викторовна показала нам поточный цех, откуда по специальным трубам поступает молоко. А затем рассказала о процессе переработки и даже в холодильную камеру хранения готовой продукции разрешила депутатам заглянуть. Святую святых каждого «умного» комбината.
Готовой продукции в холодкамере в рабочий полдень было немного, что не удивило. Все, что здесь производится, пользуется большим спросом и у постоянных потребителей, в собственной розничной сети, и даже, казалось бы, у конкурентов. Депутат Андрей Ружников интересуется у Хабарова, каким образом продукция АО «Вита» появляется на прилавках торговых точек АО «Мясопродукты»:
– Торговые полки у них в аренду берете?
– Нет, мы сдаем им продукцию со скидкой в десять процентов, – отвечает честно Хабаров. – Они же добавляют свои тридцать процентов к розничной цене. И что удивительно, реализация идет не хуже, чем в нашей розничной сети. У нас же всего две своих точки продаж.
Путешествуя с депутатами по недрам молокозавода, знакомимся с хранилищем самого ценного – декларациями на всю производимую продукцию. Лидия Ледкова поясняет, что декларации о соответствии получены на все виды продукции. Срок их действия завершается в 2018 году. Сейчас готовятся их продлить.
– Еще у нас оформлена государственная регистрация на молоко, детское питание и детский биокефир. Госрегистрацию мы проходили в Москве, – поясняет главный технолог, добавляя, что процесс этот очень не прост. Продукция АО «Вита» тестируется на самом высоком уровне – и еще ни разу не было сбоев. Депутат Виктор Кмить, вчитываясь в «паспорт» родной ряженки, спрашивает с интересом:
– Если вы решили разработать новый вид продукции, то обязаны его задекларировать?
– Конечно же. Мы сейчас работаем над новым видом продукции – коктейлем молочным. Уже получили «технические условия». Санкт-Петербург нам их разрабатывал. Готовим документы для нового продукта. В Архангельске его проверят по таким показателям, как безвлажность, физико-химия и микробиология, – объясняет Лидия Викторовна.
Молочный коктейль со вкусом настоящей карамели, который тайком от депутатов успели вкусить репортеры, будет вырабатываться на АО «Вита» из молока с добавлением сухих смесей. Сейчас решается вопрос с упаковкой, которую на заводе мечтают сделать красочной. Понятное дело: целевая аудитория нового продукта – дети. Декларацию на выпуск нового продукта планируют получить уже в конце июня. И тогда к нынешнему ассортименту, включающему свыше 17 наименований молочной продукции, прибавится еще одна вкусная и недорогая «позиция».

Сверхзадача для депутата
План-схему на 2017-й готовили на молокозаводе скрупулезно. Вновь решили начать с проблем, которые долгие годы не решались.
– Есть вопросы по капитальному ремонту, – рассказал депутатам Хабаров. – Подготовили проектно-сметную документацию по вентиляции, там на 1,5 млн рублей работ вместе с монтажом. Но приступить пока не можем в связи с тем, что финансовая ситуация у нас не совсем благополучная. Кроме того, предстоит еще много сделать и по заводским гаражам.
Решая инфраструктурные задачи, завод не забывает о самой основной. В этом году для нужд департамента образования и здравоохранения на АО «Вита» изготовят 105 тонн продукции. Плюс бюджетные организации получат 149 тонн. И прочие организации – 154 тонны. А в собственную торговую сеть поступит 157 тонн разного вкусного ассортимента. Объем производства кисломолочной продукции в 2017 году составит около 432 тонн. Казалось бы, все по силам. Но не решился рисковать в этот раз Хабаров – и обратился за помощью к коллегам по депутатскому корпусу.
– Сейчас нашему заводу не возмещаются транспортные расходы, нет средств и на приобретение тароупаковки для готовой продукции. Ни в один из списков на субсидию мы не попали, – говорит Сергей Семёнович. – Надеюсь, что благодаря вашей помощи, в этом году внесут поправку.
Парламентарии услышали коллегу.
– Запрос генерального директора АО «Вита», депутата Сергея Хабарова на получение предприятием дотаций на закупку тароупаковки, оплату транспортных расходов и субсидирование закупок сухого молока будет рассмотрен на ближайшей июньской сессии Собрания депутатов округа, – пояснил по итогам поездки Александр Лутовинов.
– Нам надо мыслить сейчас математическими категориями: каким образом сделать так, чтобы предприятие не сводило концы с концами, а работало хотя бы с минимальной прибылью, – резюмирует Александр Ильич. – Должен быть средневзвешенный подход и к производителям молока, и к переработчикам. Округу необходимо наращивать свою собственную переработку «сырого» молока. Тогда будет выше рентабельность и ниже его себестоимость. Поддержка местных предприятий – наша сверхзадача.

 

Справка «НВ»

 Акционерное общество «Вита» создано в 1994 году путем приватизации госпредприятия «Маслодельный завод «Нарьян-Марский». Уставной капитал составляет 20,017 млн рублей. В собственности Ненецкого автономного округа (в лице управления имущественных и земельных отношений НАО) находится 95,87% уставного капитала, прочие акционеры владеют 4,13%.