Вы здесь

Вместе или порознь? Вот в чем вопрос…

В округе продолжают объединять учебные заведения. На недавней сессии окружного Собрания депутатов парламентарии проголосовали за реорганизацию еще пяти учреждений. Корреспонденты «НВ» попытались разобраться в сути большого образовательного процесса.

Эта история началась еще два года назад. Окружная казна завалилась в крутое бюджетное пике из-за падения цены на нефть. Почти сразу заговорили про оптимизацию. Обвал стоимости мировых энергоносителей не обошел вниманием и основную статью расходов регионального бюджета – образование.
Содержание десятков учреждений с раздутым административно-управленческим персоналом стало непозволительной роскошью. 27 ноября 2015 года были приняты первые решения. Школу-сад в поселке Выучейский присоединили к школе Индиги. Аналогичные перемены коснулись Чижи и Неси, а школа-сад в Снопе влилась в структуру школы Омы. Через месяц было решено объединить школу и детский сад в Андеге.

Объединению подлежит
Что же дает оптимизация учреждений? Советник губернатора Нинель Семяшкина считает, что объединение школы с детским садом на селе это – наилучший вариант. Нинель Алексеевна много лет отработала начальником окружного управления финансов и о расчетах в структуре образования знает многое.
– Ребенка к школе должны подготовить воспитатели детского сада. Фактически он получает образовательную услугу с трех лет. Тут можно провести показательную аналогию с европейскими странами. К примеру, в Бельгии ребенок идет в так называемую дошколу, где его готовят к первому классу. А у нас зачастую детские сады занимаются только присмотром и уходом за воспитанниками, – размышляет Нинель Семяшкина.
По ее словам, это проблема не только округа, но и всей России. Нет общей методики подготовки детей. Руководитель объединенного учреждения должен понимать, что дошкольник, поступивший в детсад, потом пойдет в первый класс. Поэтому он будет требовать от воспитателей, чтобы они разработали программу и подготовили ребенка к школе.
В селах, по мнению советника губернатора, дело порой доходит до абсурда. В некоторых учреждениях работают по два-три человека. Объединение совсем небольших – принесет только пользу. Руководитель освобождается от множества непрофильных функций. Это один административно-управленческий аппарат, экономия на аттестации рабочих мест, оплата одного сайта, а не двух.
– Все эти расходы, по предварительным подсчетам, составляют примерно полтора миллиона рублей на одно учреждение. При объединении, скажем, десяти школ и детских садов экономится в конечном счете десятки миллионов. Деньги можно направить на заработную плату педагогов. Многие руководители это понимают, и инициатива по реорганизации исходит от них самих, – считает один из сильнейших финансистов округа.
По мнению заместителя окружного департамента образования, культуры и спорта Лины Гущиной, одна из причин реорганизации – малое количество детей на селе. К примеру, в школе-саду Бугрино в будущем учебном году нет первоклассников. Некоторые учебные заведения в связи с подобными обстоятельствами были закрыты. Идет процедура ликвидации начальной школы-сада в деревне Макарово. То же самое происходит в Волоковой – там всего один ребенок на весь детсад, а школьников не было вовсе, поэтому пришлось пойти на крайние меры.
Объединение школ и детских садов, по словам Лины Гущиной, позволит также эффективно выполнять образовательные программы.
– По федеральным стандартам мы должны обеспечить преподавание английского языка со второго класса. Разумеется, в малокомплектной школе невозможно выполнить эту норму, там просто нет педагога. Как, например, в случае с начальной школой-садом в деревне Верхняя Пеша. С нового учебного года учреждение присоединяется к школе в Нижней Пеше, – приводит доводы Лина Викторовна. – Соответственно, головное учреждение будет командировать педагога в школу-сад, тем самым выполняя нормы федеральных стандартов. И это важный момент, поскольку через несколько лет планируется введение обязательного ЕГЭ по английскому языку.

Из Амдермы в Кемерово
В этом году завершена реорганизация еще нескольких учреждений. Под юрисдикцию школы в селе Великовисочном перешли школы-сады Щелино и Лабожского. В Бугрино объединили школу и детский сад. Школа-сад деревни Куи «отправилась» в красновский детсад. А к школе № 3 Нарьян-Мара добавился городской Центр детского творчества.
К началу нового учебного года выйдет на финишную прямую процесс присоединения и других учебных заведений. Самым сложносоставным из них станет Ненецкая средняя школа имени А.П. Пырерки. К ней присоединятся сразу три юридических лица – Ненецкая санаторная школа-интернат, санаторный детский сад для детей с туберкулезной интоксикацией и городской Дом детского творчества.
– Работаем в том же режиме, – рассказала корреспонденту «НВ» директор школы поселка Индига Алёна Торопова. – Сокращена лишь четверть ставки социального педагога.
По мнению руководителя, процесс оптимизации помогает выживать учреждениям, где мало детей.
– Сотрудники нашей школы отнеслись с пониманием к процессу, претензий практически не было, – подытожила Алёна Викторовна.
В истории с Индигой моментом истины стало мнение жителей поселка Выучейский. В тамошней школе-саде числится пять учеников и восемь дошколят. Сначала их родители забеспокоились. Опасались, что всех детей заберут в Индигу, и школа-сад прикажет долго жить. А вот с объединением согласились – выбора не оставалось. Вопрос с реорганизацией учреждения перешел в разряд решенных.
Руководитель Шоинской школы Татьяна Широкая рассказывает, что процесс создания школы-сада почти завершился. В школе обучается 39 детей, средняя наполняемость класса – 4 человека, детский сад посещают 15 малышей. По словам Татьяны Павловны, оптимизация положительно сказалась прежде всего на работниках детского сада. Они проголосовали за реорганизацию.
– В итоге у них немного вырастет уровень зарплаты за счет увеличения окладов, стажевых и стимулирующей надбавки, – рассказывает руководитель. Уже 26 лет Татьяна Павловна возглавляет учебное заведение и, кажется, ничему не удивляется. Говорит, «каждый год что-то новое».
– Какая демографическая ситуация в поселке? Много детей? – интересуюсь у директора.
– В этом году в первый класс пойдут восемь ребятишек. Через год ожидаем спад, затем снова небольшой подъем. Средняя наполняемость первого класса за последние годы почти не меняется – пять учеников. В этом году двое выпускников оканчивают девятый класс, – рассказывает Татьяна Широкая.
Директор Амдерминской школы Геннадий Шатобалов отработал в учебном заведении три года. Собирается уходить на пенсию. Родом он из Алтайского края.
– Скоро меня сменит молодой руководитель, нынешний заведующий детским садом Сергей Евдокимов, надо уступать дорогу молодым, – признается Геннадий Николаевич. И говорит, что оптимизация – дело нужное.
– Обслуживающий персонал будет задействован на двух объектах, значит больше загружен работой. Плюс взаимозаменяемость во время отпусков. Вижу много других моментов, которые облегчат работу учреждения, – говорит директор.
Геннадий Николаевич рассказывает, что до приезда в Амдерму никогда не жил в столь суровых краях, но душой к северу прикипел и называет его «близким сердцу уголком». Совсем скоро он переедет из Ненецкого округа в более комфортную по климату Кемеровскую область.

Взвешенное решение
Процесс реорганизации, по словам Лины Гущиной, это не прихоть профильного департамента, а результат серьезной работы. Предложение проходит общественное обсуждение, согласовывается с учреждениями – и только потом принимается взвешенное решение.
– Обидно, когда деньги, которые уходят на содержание непрофильных активов, могли бы идти на заработную плату педагогов и, самое важное, на качественную организацию образовательного процесса, – подчеркивает замруководителя департамента образования, культуры и спорта.
Неоднократно вопросы оптимизации учреждений образования обсуждались на депутатской комиссии по социальной политике под руководством зампредседателя окружного Собрания Татьяны Бадьян. Не всегда разговор проходил гладко, вызывал дискуссию среди законотворцев. Но в целом – народные избранники поддержали реорганизацию.
Иногда, как считает Нинель Семяшкина, сложности в объединении учреждений связаны и с психологическими моментами. Не всегда руководители могут адекватно воспринять реорганизацию, дело порой доходит и до конфликтов. Поэтому от того, насколько грамотно подходят к вопросу, зависит многое.
Впрочем, прямо скажем, это относится не только к образованию.