Вы здесь

Хоть трава не расти

Свалка вдоль дороги

Каждый из нас желает жить комфортно и красиво. В своей квартире или доме все хорошо, за порядком следим. Но за порогом квартиры территория воспринимается как чужая, за ней должен присматривать кто–то.

В поисках гена культуры

«В квартире моей уют и порядок, а за ее пределами – хоть трава не расти», – видимо так рассуждают многие жители поселка Искателей. А трава и не растет. Потому что расти ей негде. Потому что окраины Искателей превращены в одну сплошную свалку. В центре поселка – все облагорожено, мусор вывезен, травка зеленеет. По всему видно – жители выходили на субботник и навели порядок около своих домов.

Грустную картину я наблюдала на окраинах, по дороге на искательскую свалку, буквально в нескольких сотнях метров от центра поселка. В санитарно–защитной зоне, если можно ее так назвать, валяются пустые бутылки, автомобильные покрышки, битый шифер и другой строительно–бытовой мусор.

Упаковки от минеральной ваты висят на кустах как гирлянды, старые сараи, скособочившись, выпирают гнилыми досками. Кучи мусора – то тут, то там – портят вид поселка с гордым названием – Искателей. А зачем убирать?

Сделали в квартире ремонт. Куда мусор девать? Конечно, выбросить неподалеку от дома. Неподалеку – это уже не моя территория, чужая, раз не свое, то и не жалко. Возникает закономерный вопрос: как же надо не любить свой родной поселок, чтобы вот так гадить?

Нелицеприятные пейзажи характерны не только для Искателей. Предприятия, организации, индивидуальные предприниматели и население, никакими правилами и обязательствами не связанные, действуют по своему усмотрению: где хочу, там и выброшу. Поэтому каждую весну на придворовых территориях, обочинах дорог, окрестностях и в зеленой зоне населенных пунктов вылезают «подснежники». Эти «цветы» никого не радуют. Но люди продолжают сеять семена разгильдяйства, варварского отношения к природе, неуважения к себе и окружающим. Прав был профессор Преображенский из романа Михаила Булгакова, говоря о разрухе в головах людей. И в уровне культуры – добавила бы я. Почему–то, выбросив из окна автомобиля пустую бутылку, коробку из–под сока или вывалив мусор «неподалеку», стараются апеллировать к властям. Мол, куда власть смотрит, почему мусор не убирает?

 – Сегодня администрация превращена в дворника. Да, это наши обязанности. Но за всеми убирать администрация поселка просто не в состоянии», – говорит глава Искателей Григорий Коваленко. – Мы делаем все возможное, чтобы очистить поселок, заставляем управляющие компании убирать мусор. Кто–то слушает, кто–то – нет. Многие территории являются частными, где следить за чистотой обязан собственник. Выписываем предписания, чтоб убирали свою территорию. Но люди относятся наплевательски. Пока жители не поймут, что чисто там, где не мусорят, бюджетных сил и средств вряд ли хватит. Привлекаем школьников на уборку территорий. Сегодня мы уберем, но нельзя гарантировать, что завтра будет не то же самое, – разводит руками глава поселковой администрации.

Несанкционированные свалки – зона бедствия

 В последние годы вокруг нашего города и поселков появилось много так называемых несанкционированных свалок бытового и строительного мусора. С этим сталкивается практически каждый житель. И растут они как грибы под дождем. Не секрет, что любая лесная дорога близ населенного пункта, по которой способен проехать грузовой автомобиль, усеяна по обочинам кучами мусора. При этом в составе мусора преобладают полимерные материалы, не способные к природному саморазложению на протяжении десятков и даже сотен лет. Количество этих свалок, их масштаб имеют тенденцию к неуклонному росту. Можно с полным основанием говорить о тотальном захламлении, а по большому счету – экологическом бедствии. Вопрос: «Что оставим потомкам?» – приобретает все большую остроту.

 – Несанкционированные свалки – отдельна головная боль. В прошлом году мы убрали территорию вдоль дороги на действующую свалку. Убирали в течение месяца. Прошла зима – та же самая картина: за зиму набросали еще больше. В границах поселка Факел – несанкционированные свалки повсюду, – продолжает Григорий Коваленко. – На Факеле поставили мусорные баки. Машины ездят, убирают. В Искателях также запланированы работы по установке мусорных контейнеров. Конкурс объявлен на тридцать площадок. Но вопрос в культуре людей…

 За все надо платить. Но вместо глобального: «Простят ли нам потомки нашу халатность?» – хочу задать более скромный вопрос: «Выйдем ли мы, люди, на уборку окрестностей своих же населенных пунктов и, в частности, поселка Искателей?»