Вы здесь

Личность начинается с труда

На последней сессии перед парламентскими каникулами депутатами окружного Собрания единогласно был поддержан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года развитие высоконравственной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, и способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, является одной из приоритетных задач.

Среди множества целей хочу выделить важность трудового воспитания, которым надо заниматься с детства. Именно через труд формируются такие качества, как самовоспитание и самосознание, умение правильно оценивать свои действия и межличностные отношения. Вместе с тем прививаются и навыки работы в коллективе.

Хорошо помню свое школьное детство и педагогический опыт, базирующийся на многолетней работе в образовательных учреждениях города. В то время общественно полезный труд считался основой всей системы трудового воспитания. Была разработана практика «пятой трудовой четверти». Ребята соучаствовали в уборке школы и территории, несли дежурство в столовой, занимались посадкой растений, привычным было проведение совместных с родителями субботников и многое другое.

Мы, воспитанные на «тимуровской» методике, и не думали, что участие в расчистке территории школы от снега и в уборке мусора из-под парты должно вызывать дискуссию. А сейчас, на мой взгляд, подошли к точке отсчета: либо соглашаемся, что детей надо только развлекать или занимать, либо признаем значимость их приобщения к труду и формирования уважительного отношения к труду другого человека.

Напомню, о необходимости возвращения трудового воспитания в школу впервые было решительно заявлено на форуме Общероссийского народного фронта «За качественное образование во имя страны» в 2014 году, о важности этого не раз говорили и педагоги округа.

Однако в действующей редакции Федерального закона № 273–ФЗ «Об образовании» отсутствует понятие «трудовое воспитание». За пять лет реализации закона в стране основная часть населения, которая живет в провинции, уже может с грустью подвести промежуточные итоги этого упущения.

Повальное увлечение интернетом и вовлечение детей в сетевые сообщества наносит непоправимый удар по психологии ребенка, но, главное, уводит от реальной жизни.

Конечно, очень важны меры, которые предпринимаются по системной политике в области детства, охватывающие все сферы жизни ребенка и позволяющие государству обеспечить развитие и безопасность подрастающего поколения. Между тем широкое толкование нормы закона нивелировало трудовое воспитание в образовательных организациях. Так, частью 4 статьи 34 закона «Об образовании» установлено, что привлечение обучающихся без их согласия (и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

И вот интересно: в ведомстве Минобрнауки посчитали, что этой нормы достаточно, предлагая закрепить еще и федеральным образовательным стандартом. В результате сегодня ни один руководитель школы или учреждения дополнительного образования не заинтересован в организации трудовых практик детей, так как рискует быть привлеченным к штрафам со стороны контролирующих органов.

Поэтому понятия «трудовое воспитание», «общественно полезный труд» и «труд по самообслуживанию» должны иметь четкую законодательную основу. Тогда, возможно, изменится мнение родителей по этой теме. Но, главное, тем самым будет поддержано педагогическое сообщество, уверенное, что без организованного на законном основании трудового воспитания нельзя вырастить и воспитать гражданина страны, готового жить и работать ради ее процветания и защиты.

Татьяна Бадьян,
Заслуженный учитель РФ,
сопредседатель регионального отделения ОНФ в НАО