Вы здесь

В НАО собрались законодатели Северо-Запада

В Нарьян-Маре состоялась 48-я конференция Парламентской ассоциации Северо-Запада России – ПАСЗР. В ее работе участвовали представители законодательных органов всех 11 регионов СЗФО, входящих в ассоциацию: Санкт-Петербурга, Республики Карелии и Республики Коми, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Псковской областей, Ненецкого автономного округа.

Чистой воды не хватает

До начала работы конференции в Нарьян-Маре прошли заседания президиума ПАСЗР и постоянного комитета Ассоциации по делам Севера и малочисленных народов. Приветствуя собравшихся на открытии заседания президиума, председатель Собрания депутатов НАО Анатолий Мяндин отметил, что в соответствии с Указом президента России «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» территории четырех субъектов, входящих в Северо-Западный федеральный округ, целиком или частично отнесены к Арктическому региону.

– В связи c разработкой концепции проекта федерального закона об особых условиях социально-экономического развития Арктической зоны нашей страны всем нам, законодателям северных регионов, предстоит много работы, – подчеркнул Анатолий Васильевич.

В числе важных решений на заседании президиума было принято решение обратиться к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой рассмотреть вопросы финансирования мероприятий по реконструкции и строительству объектов водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод в регионах и внесения изменений в федеральную целевую программу «Чистая вода» на 2011 – 2017 годы.

Такое предложение внес на обсуждение коллег председатель Мурманской областной Думы Михаил Ильиных. Он привел в пример ситуацию с чистой водой в Мурманской области. Там есть населенные пункты, где постоянно возникает проблема с чистой водой, периодически закрывают подачу воды в водопроводе из-за плохого качества и приходится организовывать подвоз воды.

Парламентарии предлагают продолжить программу и увеличить выделение средств для проведения мероприятий в ее рамках. Они также считают нужным пересмотреть процентное соотношение финансирования мероприятий по программе «Чистая вода» из федерального и регионального бюджетов.

– Тех средств, которые выделялись по программе «Чистая вода» до этого года, явно недостаточно, – отметил Михаил Ильиных. – Средства «распыляются» по регионам, в итоге в каждом из них сделать хоть что-то по программе не представляется возможным из-за малого финансирования. А у самих регионов зачастую на реализацию своей части этой программы также нет денег.

В ходе заседания члены президиума обсудили и утвердили изменения в примерный план работы Ассоциации и ее органов на 2015 год, дату и место проведения очередного, 37-го заседания президиума и 49-й конференции ПАСЗР.

Инициативы Ненецкого округа

Открывая конференцию, губернатор НАО Игорь Кошин в своем приветствии подчеркнул:

– Ассоциация – важная парламентская горизонталь, где есть возможность пообщаться, поделиться опытом и самое важное – принимать совместные решения. У каждого законодательного собрания есть возможность выходить с законодательной инициативой, есть механизмы, работающие на благо своего субъекта, но когда мы объединяемся вместе, у нас есть возможность решать проблемы наших субъектов гораздо эффективней.

Первыми среди двух десятков важных вопросов обсудили инициативы депутатов Ненецкого автономного округа, которые озвучил председатель окружного Собрания Анатолий Мяндин.

Первый из них – внесение изменений в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон распространяется по всей стране, в том числе на труднодоступные местности Крайнего Севера, включая сельские населенные пункты и межселенные территории. Однако в нем не учитывается специфика северных регионов при размещении и исполнении контрактов.

– Из-за отсутствия возможности централизации поставок грузов и объемов строительства на территории регионов Крайнего Севера растет количество недобросовестных подрядчиков, задерживаются сроки сдачи объектов в эксплуатацию, – отметил Анатолий Мяндин. – Особенно это проявляется в труднодоступной сельской местности, где подрядчики буквально бросают начатые стройки. В результате у нас ежегодно недостроенными остается множество объектов. Затруднителен и контроль за качеством строительства.

Имеющиеся механизмы контрактной системы, обязывающие в преобладающем большинстве случаев использовать конкурентные способы определения поставщиков, препятствуют своевременному освоению целевых бюджетных средств и социально-экономическому развитию регионов Арктической зоны РФ.

Собрание депутатов НАО предлагает в отдельных случаях исключить необходимость проведения конкурентных процедур при определении поставщика, предусмотрев осуществление закупки у единственного поставщика на территориях сельских поселений (межселенных территориях), расположенных в относящихся к районам Крайнего Севера малонаселенных и труднодоступных местностях. При этом перечень территорий будет утверждаться правительством России.

Следующая законодательная инициатива связана с обеспечением бензином населения, проживающего в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.

В связи с изменениями в Бюджетном кодексе РФ субсидирование организаций, реализующих бензин населению по сниженным ценам, теперь не может осуществляться за счет средств местных бюджетов. Соответственно, в законе об окружном бюджете была исключена норма о субсидировании организаций, реализующих бензин сельскому населению по фиксированным ценам.

По этой причине в 2015 году в сельских населенных пунктах Ненецкого округа стоимость бензина выросла до 78 рублей за 1 литр, притом, что в Нарьян-Маре автомобильный бензин стоит около 36 рублей.

– Субсидирование затрат организаций, реализующих бензин населению, могло бы обеспечить достойные условия жизни населения, проживающего в труднодоступных местностях, – обратился к коллегам Анатолий Мяндин. – Это предложение актуально для всех северных регионов Северо-Запада России.

Законопроектом предлагается предусмотреть возможность предоставления субсидий за счет средств региональных бюджетов организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим подакцизные товары (бензин) в населенных пунктах, отнесенных законом субъекта Российской Федерации к отдаленным и труднодоступным местностям.

Все вопросы важные

В ходе конференции были приняты обращения Парламентской ассоциации Северо-Запада России к председателю правительства, руководителям Государственной думы и Федерального собрания Российской Федерации с просьбой ускорить принятие к рассмотрению законопроектов, имеющих важное значение для северо-западных регионов страны: по приграничному сотрудничеству, об охране Ладожского и Онежского озер.

Ряд обращений содержал предложения по внесению дополнений и изменений в действующие законы: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об электроэнергетике».

Делегация Ленинградской области внесла для обсуждения на конференции обращение к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с предложениями по совершенствованию приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса России». В частности, парламентарии Ленинградской области предлагают расширить доступ к дешевым кредитам всем сельскохозяйственным товаропроизводителям, планирующим расширить масштабы своего производства, обеспечить доступ к землям сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим расширение масштабов своего производства или планирующим создать его вновь, снять административные барьеры при оформлении разрешительных документов на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов, упростить процедуры согласования на подведение инженерных коммуникаций к земельным участкам, где планируется размещать импортозамещающее производство (перейти к принципу «одного окна»), субсидировать тарифы на технологическое присоединение.

Единодушно участники конференции приняли обращение к премьер-министру с предложением срочно разработать федеральную программу по ликвидации очагов произрастания борщевика Сосновского на территории Российской Федерации. Дело в том, что этот сорняк стал настоящим бедствием в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях и быстро распространяется по всему региону, нанося большой вред сельскому хозяйству и экологии.

Новые руководители комитетов

На конференции депутат Ольга Каменева, возглавляющая постоянную комиссию окружного Собрания по делам ненецкого и других коренных малочисленных народов Севера, экологии и природопользованию, была утверждена председателем постоянного комитета ПАСЗР по делам Севера и малочисленных народов. Она сменила на этом посту Александра Белугина, досрочно сложившего депутатские полномочия в связи с назначением на должность уполномоченного по правам человека в НАО.

Ольга Каменева отметила, что координатором комитета является Собрание депутатов НАО, и подчеркнула, что «комитет продолжит дальнейшую эффективную работу по защите законных интересов коренных малочисленных народов Севера».

Кроме того, конференция утвердила изменения в других постоянных комитетах ПАСЗР. В состав постоянного комитета по правовым вопросам вошел председатель комитета Собрания депутатов НАО Александр Лутовинов. В работе постоянного комитета по вопросам агропромышленного комплекса будут принимать участие депутаты Наталья Кардакова и Сергей Хабаров. Ольга Каменева вошла также в состав постоянного комитета по образованию, науке и высшей школе.

Не просить, а предлагать

После завершения конференции председатель Ассоциации, спикер Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин, отвечая на вопросы журналистов, так оценил эффективность работы ПАСЗР:

– Хочу отметить, что за пос-ледние два-три года возросла роль законодательной ветви власти. Большое значение в совершенствовании федерального и регионального законодательства имеет Совет законодателей РФ при Федеральном соб-рании Российской Федерации, в который входят руководители обеих палат и председатели региональных парламентов. Также повышается роль ассоциаций региональных законодательных органов.

Наша Ассоциация осуществляет свою деятельность более 20 лет. Любая инициатива, которая возникает у какого-то субъекта Федерации и проходит через комитеты, в итоге выражается в виде законопроекта с необходимым по регламенту Госдумы набором документов.

Что касается эффективности – мы имеем определенный механизм, позволяющий отслеживать наши обращения. Каждое полугодие проводим анализ ответов из соответствующих министерств и ведомств, а также Госдумы и Совета Федерации. Сегодня, на мой взгляд, эффективность работы возросла. Очень важно, что теперь есть конкретика: все возражения по предложенным нами законопроектам и предложениям обосновываются. Мы получили возможность дискутировать и апеллировать к Правительству РФ, Госдуме и Совету Федерации по тому или иному вопросу.

Сегодня на конференции я докладывал, что по всем поставленным нами ранее вопросам получены ответы из соответствующих ведомств.

Отмечу еще следующее. Мы, как Ассоциация, должны сосредоточиться на двух моментах. Во-первых, обсуждаемые вопросы должны быть системными, то есть присущи не одному региону. Во-вторых, мы не должны все время просить, наша задача – предлагать законодательные инициативы, законопроекты. Сегодня на заседании президиума мы сняли восемь вопросов, подготовленных Комитетом по культурной политике и туризму, по простой причине: данные обращения составлены для направления в три инстанции – председателю правительства Дмитрию Медведеву, председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко и председателю Госдумы Сергею Нарышкину с обозначением проблем и предложением урегулировать их законодательно.

– Однако я еще раз напомнил коллегам, что мы и работаем для того, чтобы такое законодательное регулирование осуществлять, – продолжил Сергей Бебенин. – Наша депутатская деятельность в том и заключается, что мы должны с учетом сегодняшнего состояния дел, законодательной базы, юридических нормативов создать такой законопроект, который получит максимальную поддержку при рассмотрении в комитетах Госдумы и Совета Федерации и станет федеральным законом. Вот над чем мы должны работать.

И, повторюсь, нужно продолжить системную работу.

В прошлом году мы подписали соглашения о сотрудничестве с Ассоциацией законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья и Ассоциацией законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа. Активно ведем переговоры с Ассоциацией Уральского ФО.

Тесно взаимодействуя с ассоциациями других федеральных округов, мы хотим решать системные вопросы не как просители, а как полноправные участники процесса, потому что мы работаем с населением. У Федерального собрания РФ – стратегия, а у нас непосредственно тактика, и мы считаем, что имеем право на то, чтобы наше мнение, которое будет поддержано как минимум половиной субъектов, в обязательном порядке получало законодательное обеспечение на федеральном уровне.

В последний день работы конференции делегации гостей совершили обзорную экскурсию по Ненецкому автономному округу: посетили Южно-Хыльчуюское месторождение, Пустозерское городище, оленеводческое хозяйство и посмотрели этнографическую программу «Тундровые просторы» в Туристическом культурном центре НАО.


Справка «НВ».

Парламентская ассоциация Северо-Запада России была создана 17 ноября 1994 года на учредительной конференции в Вологде субъектами Северо-Западного региона РФ. Она стала первой организацией межпарламентского сотрудничества в постсоветской России.

Это консультативно-совещательный орган, созданный с целью выработки согласованных подходов к осуществлению законотворческой деятельности. ПАСЗР формируется из парламентских делегаций, составы которых определяются законодательными органами субъектов Российской Федерации из числа своих депутатов. 


Справка «НВ».

Высшим органом Парламентской ассоциации Северо-Запада России является конференция. Ее составляют парламентские делегации, численность которых устанавливается самостоятельно парламентами – членами Парламентской ассоциации. Решения принимаются на основе общего согласия (консенсуса). Парламентские делегации обладают равными правами и каждая из них при голосовании имеет один голос.

Рабочими органами ПАСЗР являются Президиум и десять постоянных комитетов, деятельность которых регулируется утвержденными Положениями.

По уставу ПАСЗР, ее председатель избирается сроком на один год из числа руководителей региональных парламентов Северо-Запада. Сейчас Парламентскую ассоциацию Северо-Запада России возглавляет спикер Законодательного собрания Ленинградской области Сергей Бебенин.