Вы здесь

Закалённый севером

Так уж получается, что на газетных полосах чаще появляются люди известные. Или те, кто особо проявил себя в том или ином деле.

А ведь сколько рядовых тружеников живёт рядом с нами. Они не стремились сделать карьеру или заслужить орден, а честно и на совесть отработали много лет на производстве, совсем не думая о наградах и почестях. Просто делали своё дело.

Один из тысяч
Среди первопроходцев, участвовавших в разведке недр Ненецкого автономного округа в 70-х годах прошлого века, был и отличный сварщик – настоящий мастер своего дела – Иван Григорьевич Сайгин. С ним мы встретились в Архангельске, и он доброжелательно пригласил нас, журналистов, в гости. Говорили долго, наш собеседник вспоминал молодые годы, когда приехал устраиваться на работу сначала в Коми, а потом и в Ненецкий округ.
– Чего греха таить, – начал разговор ветеран геологоразведки, – узнали с друзьями, что в Нарьян-Маре заработки больше и решили работать там.
В те годы Ненецкий автономный округ был территорией закрытой, погранзоной. Без прописки или специального документа сюда было просто не попасть. Ни по воздуху, ни по воде. Что делать? Иван Сайгин и его друзья по телефону связались с руководством Нарьян-Марской (тогда экспедиции № 5), подробно о себе рассказали и получили добро на трудоустройство. Но оформлять пропуск в погранзону не стали. Посчитали, что придётся долго ждать. Естественно, по прибытии в Нарьян-Мар их сразу в аэропорту остановили пограничники.
– Привели нас в специальное помещение, – вспоминает ветеран, – спрашивают, кто такие и на каком основании прибыли? Отвечаю, мол, так и так, работать приехали. Договорённость есть. Позвонили в экспедицию, главный механик подтвердил. Послали за нами транспорт, с пограничниками вопрос решили. Так я с товарищами оказался в Красном городе. Приехали, можно сказать, в неизвестность.

Такие были мастера
Хорошие сварщики и теперь на вес золота, а тогда тем более требовались. Да ещё с пятым квалификационным разрядом. Поэтому без особых проблем Сайгина оформили и предоставили жильё в общежитии. Принимал новичка на работу известный руководитель Нарьян-Марской экспедиции Михаил Ардалин, чьё имя сейчас носит большое нефтяное месторождение и одна из улиц посёлка Искателей.
С первых дней, практически без раскачки, Иван Сайгин стал летать по разным буровым, где требовалось проводить самые сложные сварочные работы. Квалификация давала право трудиться и в экстремальных условиях Крайнего Севера. Начальники городских предприятий, прознав, что у Ардалина есть такой специалист, который «блохе подковы приварит», стали регулярно просить его поработать там, где другие не справлялись. И он откликался. Шёл и делал всё на отлично. Его уважали, ценили.
Знали, что Сайгин – мужик ответственный, не подведёт. Позднее именно он и слесарь Александр Филиппов по чертежам проектного института (с дополнительными разработками инженеров Александра Грибкова и Фёдора Берилова) создали первую и единственную пока в истории округа установку по перегонке нефтепродуктов в бензин и дизельное топливо. Такие были мастера.

Невостребованный опыт
22 августа 1980 года из конденсата Лаявожского месторождения были получены первые результаты – за один час установка переработала полторы тонны газолина, выдав около 700 литров бензина и 800 солярки. После проведения соответствующих анализов, в лаборатории Нарьян-Марского аэропорта пришли к однозначному выводу – полученные нефтепродукты соответствуют требованиям ГОСТа. Установка, сделанная в Нарьян-Марской экспедиции, проработала несколько лет, и это позволило решить большие проблемы предприятия со снабжением горюче-смазочными материалами. Однако потом случился пожар, который уничтожил уникальное оборудование, и ничего подобного в округе больше не создавали. Видимо, и теперь для этого нет особой необходимости. Или всё-таки есть?

Без семьи и работа не в радость
Именно такую мысль высказал наш собеседник, когда разговор зашёл о бытовой стороне жизни. Тогда, после первого приезда в Нарьян-Мар, честно отработав два месяца, он взял отгулы и поехал за женой. Вначале жили в комнатке общежития, а уже через год им дали квартиру в одном из бараков посёлка, где они и прожили 21 год.
– Сначала стояла плита, отап-ливали дровами. Потом со временем провели водяное отопление и газ, – вспоминает Иван.
Семейная жизнь вне буровых входила в размеренный режим. Стали появляться друзья и хорошие знакомые. Посёлок Искателей был тогда совсем ещё мал, и все практически знали друг друга в лицо.
Его первые жители были почти одной семьёй. Вместе работали, вместе отдыхали. Горести и радости делили между собой. Всегда ощущалась поддержка коллег, друзей, знакомых.
Как-то Ивана Григорьевича в самый канун Нового года командировали на одну из буровых. Как и положено, он отремонтировал оборудование, а потом оказалось, что обратно не уехать. День был воскресный, и все водители отдыхали, готовились встречать Новый год. Что делать? Он ведь тоже перед отъездом обещал жене, что праздновать будут всей семьёй:
– Мимо шли оленеводы на упряжках. Я поинтересовался, не в Нарьян-Мар ли направляются. Садись, мне сказали, подвезём. Доставили меня к Новому году в Нарьян-Мар. Как раз без пяти или без десяти двенадцать было, когда оказался дома. Разделся – и начали бить куранты.

Негативная сторона дела
Не секрет, что с коренным населением у геологов иногда складывались и весьма меркантильные отношения. Некоторые вахтовики сознательно везли в тундру водку, чтобы там обменивать её у оленеводов на лисьи и песцовые меха.
– Обычно, – вспоминает ветеран, – этим занимались отдельные субъекты из так называемых летающих бригад. Целенаправленно возили водку, на пушнину обменивали…
Такой процесс обмена, точнее обмана местного коренного населения, как раз хорошо показан в знаменитом фильме «Начальник Чукотки».
– А потом на вертолётной площадке сразу стали такие бригады проверять, – продолжил рассказ Иван Григорьевич, – и запретили провоз водки. Пьяных в вертолёт больше не пускали. Тогда это дело прекратилось.

Зайчик – это не игрушка
В работе сварщика главное – это техника безопасности. Наверное, нет ни одного человека этой профессии, кто бы хоть раз не ловил так называемого зайчика, то есть не получал бы ожог сетчатки глаз. В пору ученичества случалось это и с Сайгиным.
– Как только начал варить, – рассказывает он, – случались неприятные моменты. Насмотришься на сварку, а вечером рези и боль в глазах, слёзы ручьём… Приходилось народными средствами восстанавливаться – заварку чайную отжимать на марлю и на глаза накладывать. Но такое пару раз со мной всего случалось. По неопытности.

Где его семнадцать лет
Иван Григорьевич отработал сварщиком 17 лет. В каких только условиях ему не приходилось резать или склеивать металл сварочным аппаратом. Ветеран вспоминает, что нередко при ремонте машин приходилось работать лёжа в дорожной грязи или на снегу. А однажды вообще случилось то, что закрыло ему путь в профессию.
– В 1987 году у меня случилась производственная травма, – продолжает Иван Сайгин, – сильный мороз был, градусов под 50. Все трактора встали. Звенья гусениц полетели, не выдержали мороза. Но там, где не выдерживает металл, выдерживают люди. Дали приказ – срочно отремонтировать трактор, чтобы перетащить пятисотлитровую ёмкость с Василково на другую буровую. Я отремонтировал этот трактор: звенья и «пальцы» поменяли. Последний стали забивать, а тракторист говорит, дескать, ты кувалдой поддержи… Я держу. И вот от этого «пальца» под его ударами отлетел осколок и прямо мне под глаз. Думал даже, что потеряю его. Сразу вызвали вертолёт и увезли меня сначала в Нарьян-Мар, а потом в Архангельск на операцию.
Ранение было тяжёлым, однако глаз Ивану врачи сумели сохранить. Тем не менее, видеть он им больше не смог. Работать сварщиком ему запретили. И тут было от чего впасть в уныние, но Сайгин не сдался. Не мыслящий себя без дела, он сначала пошёл в учебный комбинат и получил специальность слесаря по газовым установкам. А потом так соскучился по буровым, по тундре, что выучился и операторскому делу. Сдал экзамен на 4-й разряд и последнее время работал оператором по опытной эксплуатации газа и нефти.

На ком Россия держится?
Есть в трудовом багаже ветерана и свой трубопровод. Наш собеседник – один из тех, кто сваривал нитку трубы от Василковского месторождения к Нарьян-Мару. Первопроходцам нефтяных и газовых трасс в округе, действительно, приходилось порой работать в таких условиях, которые и человеческими назвать трудно. Машины и механизмы не выдерживали. Стальные гусеницы тракторов лопались от морозов, а такие, как Сайгин, не только противостояли суровому северному климату, но и с честью делали своё дело, благодаря которому жизнь северян становилась лучше. Север, конечно, мог отнять у них часть здоровья, но в то же время и давал этим смельчакам уверенность в своих силах и самоуважение. После встреч с такими людьми особенно остро понимаешь цену сегодняшнего дня. Как говорится в старой поговорке, на таких мужиках Россия держится.