Вы здесь

На Варнеке снег ещё не растаял

Жители Вайгача ждали лета долгие месяцы. В то время, когда жители заполярного региона уже которую неделю изнывали от жары, тепло до сакрального острова дошло недавно: 20 июля резко начал таять снег.
Буквально за двое суток июльские сугробы превратились в лужи, и сейчас остатки снега лежат лишь в низинах. Правда, лужи не исчезают долго: вечная мерзлота и камень делают свою работу качественно, воде уходить некуда, разве что в Баренцево море. О море – отдельная песня. Из-за тепла в Северном Ледовитом океане резко начал таять лёд, по этой причине огромные пласты пригнало к прибрежной акватории Вайгача. Сейчас остров выглядит сказочно: трава выросла, цветы появились за несколько тёплых дней, земля ожила, а вокруг материка – белое ледовое поле.
15 июля к острову пытался приблизиться ледокол «Михаил Сомов», но долго не простоял, выгрузил необходимое оборудование и продукты для островных метеостанций и уплыл дальше.
18 июля ждали ещё одно морское судно, но из-за ледовой обстановки близко к острову оно не смогло подойти. Сейчас, по словам старосты Варнека Валентина Бобрикова, весь горизонт чист.
Так как до последних дней море было закрыто льдами, это дало возможность белым медведям и подросшим медвежатам уйти дальше на Север, в посёлке с приходом календарного лета они не появлялись.
Островитяне нынче живут привычной для себя жизнью: ловят рыбу на озёрах, в море выходить пока опасно, кое-кто занимается благоустройством территории. Двое рабочих и школьники убирают мусор, обнажившийся из-под снега, взрослые привели в порядок свалку и местное кладбище. Кстати, летом население острова резко возрастает: сейчас оно выросло кратно. На Вайгач вернулись ученики из Каратайки и Нарьян-Мара, студенты окружных учебных заведений, родственники островитян, которые проводят лето в родном посёлке. Так что, по словам Владимира Валентиновича, уже сейчас количество людей выросло на 30 человек. Школьники и детсадовцы составляют большую часть всего населения острова – сейчас их 34.
Никто из школяров ехать к тёплым морям не захотел, хотя такая возможность была. Они вернулись домой к родителям и не собираются менять тундру и покрытое льдом Баренцево море на золотой песочек черноморского побережья.
Проблем с транспортом нет: каждую неделю сюда прилетает вертолёт, забирает или оставляет пассажиров и привозит продукты питания. Так что на острове есть всё необходимое.
Скоро здесь отпразднуют День оленя. Возможно, как и в прошлом году, основные тундровые торжества для оленеводов седьмой бригады пройдут в Каратайке. Насколько нам стало известно, после отельной кампании просчётов здесь не проводили: олени на острове находятся на вольном выпасе. Так что сосчитать прибавление в вайгачском стаде не представляется возможным. Как говорят сами оленеводы, их численность находится на уровне тысячи голов. Наверное, так оно и есть.
Напоследок я поинтересовалась у островного старосты, не приехал ли в посёлок вайгачский робинзон Андрей Вылка, о нём не раз писала наша газета. Но оказалось, что отшельник или «хранитель семиликого», как он сам себя называет, в Варнеке был только зимой, аккурат после Нового года. Сейчас же от него нет никаких известий. Мобильной связи с его избушкой нет, собак гонять он не хочет, а сейчас, с таянием льдов на море, на его лодке до Варнека вовсе не добраться. Видимо, будет ждать, когда море окончательно откроется. Может, кто-то из гостей к нему на фазенду наведается с оказией в ближайшее время. Вот тогда мы и получим достоверную информацию о жизни вайгачского робинзона.