Вы здесь

Пилотесса по имени Злата

Дверь в кабину пилотов Ми-8 я попросил оставить открытой. Получил согласие командира воздушного судна. Потом около часа, пока длился этот рейс с несколькими взлётами и посадками на вертодромы нефтяных месторождений Ненецкого округа, смотрел из салона, как Злата Чевердынская управляет винтокрылой машиной.

И не сразу, признаться, избавился от ощущения какой-то нереальности происходящего. Кто летал на Ми-8, тот согласится, что это очень такой брутальный летательный аппарат. Нет в нём изящества, присущего современным западным маркам геликоптеров. Крепко и без изысков скроенный трудяга – надёжный помощник геологов и нефтяников, полярников и строителей. Поэтому, очевидно, поначалу они визуально как-то плохо сочетались – Ми-8 и Злата.
Ей бы на подиум, на обложку глянцевого журнала. Пушистые волосы ниже плеч, нежно-розовая помада, серебристый, словно бы капли ртути растеклись по ноготкам длинных тонких пальцев, маникюр.
Но вот она поднимает вертолёт в небо, и обращаешь внимание уже на другое. На то, как твёрдо держит девичья ладонь ручку управления воздушным судном, как чётко и уверенно ведёт его намеченным курсом Злата Чевердынская – первая и пока единственная пилотесса в Заполярье.
А начиналось всё когда-то с детской мечты о полёте в космос. Девчонка из Новосибирска буквально грезила этим, вызывая снисходительные улыбки взрослых и, конечно, насмешки сверстников. Со временем насмешки уступили место удивлению и уважению.
Она пришла в Новосибирский авиационный центр, финансированию деятельности которого способствовал фонд «Возрождение отечественной авиации». Успешно пройдя обучение по программе первоначальной подготовки пилотов сверхлёгких воздушных судов, отлично сдала все экзамены и в 15 лет (!) получила «Свидетельство пилота» установленного образца, действительное на всей территории России.
В июле 2014 года Злата была уже полноправной участницей праздника «Небо – любовь моя!», объединившего авиаторов не только Новосибирска, но и многих других городов. Праздник был посвящён 100-летию ПВО России и 85-летию гражданской авиации Сибири.
После окончания (с красным дипломом) Омского лётно-технического колледжа гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского Злата Чевердынская обратила взор на Крайний Север.
Первый полёт в роли второго пилота Ми-8 в Ненецком округе она совершила 5 декабря 2017 года над заснеженной тундрой. Этому, конечно, предшествовали наставления старших коллег, советы командира лётного отряда. Игорь Образок подробно рассказал подопечной об особенностях пилотирования в заполярных погодных условиях и при отсутствии заметных ориентиров.
С тех пор она налетала здесь уже больше ста часов. Вчера, кстати, вернулась в Нарьян-Мар из Москвы, где проходила переобучение, что даст возможность летать на Ми-8-МТВ. Расширится география рейсов, сможет брать на себя управление воздушным судном в командировках, например, на морские ледостойкие платформы.
С мечтой о космосе при этом не расстаётся.
Ради её достижения поступила в Санкт-Петербургский госуниверситет гражданской авиации.
– Нужно очень-очень постараться, – говорит Злата. – Предстоит повысить уровень физической подготовки, инженерных знаний, лётных навыков. Неплохо бы освоить третий, а может, и четвёртый иностранный язык. У меня есть план, по которому я живу. Даже если не получится попасть в отряд космонавтов, лишним ничто из этого не будет.
Пожелаем же Злате, чтобы всё у неё получилось!