Вы здесь

Тундра – жизнь моя

Главный праздник Ненецкого округа — День оленя — в нынешнем году начали отмечать в конце июля. Первый вертолет с подарками и гостями отправился в СПК «Рассвет Севера», потом праздник встречали в семейно-родовой общине «Ямб То», оленеводы общины «Канин», СПК «Индига» и Ненецкой агропромышленной компании. И уже в завершение торжеств поздравления принимали в СПК «Восход» и СПК РК «Заполярье», именно сюда удалось добраться и корреспонденту «НВ».

Из Нарьян-Мара вертолет, нагруженный подарками, коробками с продуктами, бытовой химией, лекарствами и прочими необходимыми в тундре вещами, взлетает и берет курс на запад округа. Сначала летим к оленеводам СПК «Восход», на место стоянки бригады №2 в район речки Мурсей. Примерно в то же время из двух других бригад хозяйства оленеводы с женами и детьми тоже выдвигаются к месту празднования.

Вертолет приземляется на заправку в Нижней Пеше, от Нарьян-Мара до Канина Носа путь неблизкий, потом в Оме к нам присоединяются работники Дома культуры и солисты местной группы «Шлягер». Кроме них на борт поднимаются глава администрации Омского сельсовета, ветераны оленеводства и дети, заскучавшие в деревне по родной тундре и близким родственникам.

Вот Валентина Алексеевна Латышева, в Ому на постоянное место жительства с мужем они переехали 17 лет назад, до этого вместе кочевали. Она родилась в оленеводческой семье, колхоз, в котором работали родители, назывался «Северный полюс», сейчас это община «Канин». Окончила школу в Шойне, поступила в культпросветучилище, жила в Нарьян-Маре и танцевала в знаменитом «Хаяре». Но судьба вернула ее в тундру. Умер отец, а мама наотрез отказалась переходить на оседлый образ жизни, пришлось ехать к ней. Но именно в тундре она встретила свою любовь, Василия Васильевича Латышева, оленевода из колхоза «Россия» (нынешний СПК «Восход»), вышла замуж, да так там и осталась и ни о чем не жалеет.

– Сейчас в деревне живу, занимаюсь домом, огородом, уже привыкла, а первое время, как слышала, что вертолет в тундру летит, плакала, – говорит Валентина Алексеевна, и снова ее глаза наполняются слезами, но уже от счастья, от того что выпала возможность хоть ненадолго, но попасть в тундру.

Вертолет поднимается в небо, и я не успеваю поговорить еще с одним своим соседом. Без слов понятно, что это ветеран оленеводства: седые волосы, натруженные руки. На протяжении всего полета он смотрит в иллюминатор, вглядывается до сих пор зоркими глазами в бескрайнюю тундру, по которой когда-то мчал на быстрой упряжке… Иногда вздыхает.

Не прошло и часа, как мы приземляемся. Вертолет встречают все жители стойбища от мала до велика, помогают выгрузить сумки и коробки, обнимают близких, обмениваются последними новостями.

Оленеводы СПК «Восход» не пользуются традиционными чумами, на смену им пришли современные палатки. Они легко собираются и разбираются, мало весят, что несомненный плюс во время кочевий.

Нас приглашают в одну из них. Стол ломится от тундровых изысков: жареная печень, подсоленный голец, олений бульон.

Традиции праздника в каждом хозяйстве отличаются друг от друга. К примеру, в общине «Канин» День оленя всегда отмечают в местечке Лабушка близ реки Надтей. В «Восходе» празднуют каждый год по очереди в одной из трех бригад, тематику праздника обдумывают заранее. Однажды приезжали нарьян-марские музыканты из ДК «Арктика». В прошлом году оленеводов порадовал национальный коллектив «Ханибцё» из Нарьян-Мара, артисты выступали на ненецком языке, да и все в этот день старались общаться только на нем, ведь родной язык здесь знают почти все. В этом году, объявленном в округе Годом народного единства, праздник решили посвятить своей культуре и обычаям.

Допив ароматный чай и поблагодарив заботливых хозяек, гости выходят из палатки. Улыбчивые хозяюшки Наталья и Елена приглашают зайти еще и снова встают к печке, чтобы готовить следующую порцию угощений.

Одна из них, Елена Латышева, и сама приехала в гости к сестре незадолго до праздника. С мужем они работают в общине «Канин», но на праздник стараются попасть в «Восход», к родственникам. В их семье четверо детей, трое старших уже в школе-интернате, младшей дочке всего пять лет. Зимой их бригада кочует в районе Вижаса, до Неси недалеко, потому при первой возможности стараются навестить детишек. Скоро новый учебный год, родителям и детям вновь предстоит разлука, но пока думать о ней они не хотят. Женщины, девушки и даже маленькие девчушки аккуратно повязывают праздничные платки и собираются вокруг импровизированной сцены, где начнется официальное открытие праздника.

У мужчин-оленеводов забот тоже хватает, они готовят свои упряжки для гонок. Это их любимое состязание, его ждут целый год, тренируют оленей. Ведь важна не только скорость, но и техника: передовой должен бежать рысью, не сбиваться на галоп или шаг, иначе результат не засчитывается.

– Не подходите к упряжке! – окликает меня молодой оленевод, когда я пытаюсь сфотографировать оленей. – Мои олени только хозяина признают!

Он подходит ближе, берет в руки хорей, чтобы я все-таки смогла сделать кадр.

– Каждого оленя знаю, что называется, «в лицо», правда имена даю не всем. Для гонок выбрал самых быстрых, несколько месяцев тренировался. Конечно, надеюсь победить, честно говоря, раньше первым быть не доводилось, – говорит Виктор Ванюта.

Чувствуя руку хозяина, олени, действительно, присмирели и тоже смотрят в камеру.

Рядом с коралем суетятся мальчишки, участвовать в гонках им еще рано, но можно наблюдать за работой взрослых.

– Стану оленеводом, я уже давно решил, – твердо заявляет маленький Ромка, жуя яблоко.

А пока ему всего семь лет, он окончил первый класс, говорит, что в интернате почти не плакал, хотя скучал по маме с папой. Любимый урок – рисование, чаще всего он рисует тундру, оленей, палатку и, конечно же, себя, как будто он дома. Когда приехал в тундру на каникулы, ему разрешили прокатиться на оленях. Самому! И он справился!

– Вкусное яблоко? – напоследок спрашиваю забавного мальчугана.

– Морошка лучше! – отвечает он, и тут с ним не поспоришь.

Тем временем праздник начинается. Несмотря на промозглую погоду и густой туман, традицию решили соблюсти, гонки всегда устраивают ночью: по сырой траве олешкам легче бежать.

Но первым делом провели собрание, подвели итоги работы, обсудили волнующие вопросы. Одна из самых насущных проблем, которую пытаются решить в «Восходе», – отсутствие убойного пункта. На забой оленеводам приходится гнать стадо в Нижнюю Пешу. Олени устают, снижается качество мяса, убойный вес.

Еще одна беда – отсутствие хорошего брезента для палаток, ткань, которую закупают, настолько некачественная, что начинает протекать после первого же серьезного ливня и с трудом выдерживает один сезон.

От проблем переходят к приятному – награждению лучших оленеводов и чумработниц, затем открывается неофициальная часть праздника.

Сотрудники Омского дома культуры занимают играми детей, взрослые состязаются в беге, метании тынзея, прыжках через нарты. Испытать себя решились даже некоторые приезжие гости. Стоит ли говорить, что сравниться с оленеводами ни одному не удалось?

Александр Кириллович Бобриков на пенсии, пастухом больше не работает, но мастерство в метании тынзея продемонстрировал, годы уходят, а опыт и сноровка оленевода до сих пор при нем.

– Плести тынзей, ловить оленей умею с детства, я ж с малых лет в оленеводстве, – рассказывает Александр Кириллович. – Всю жизнь в тундре провел, выезжал иногда в отпуск, но места лучше не нашел. Сейчас с дочками в тундре живу, не работаю уже, но по хозяйству им помогаю, на рыбалку хожу.

Самым зрелищным моментом праздника, безусловно, оказались гонки на оленьих упряжках. Борьба за главные призы была упорной и того стоила. Победителю мужского заезда Валентину Бобрикову достался бензогенератор. А Елене Латышевой, которой не было равных среди женщин, – электрическая швейная машинка.

Праздник закончился далеко за полночь, а с утра за нами прилетел вертолет. Нам надо было успеть еще к оленеводам СПК РК «Заполярье».

Это хозяйство – самое небольшое в округе, в нем всего одна бригада, тем не менее именно она была признана лучшей в ежегодном отраслевом соревновании оленеводов в НАО.

В СПК под руководством Василия Терентьева трудятся десять оленеводов и три чумработницы, численность поголовья оленей составляет 3 200 голов. Их выпасают на пастбищах от верховий рек Снопа и Пеша до Тиманского кряжа.

Именно на Тиманский кряж, в район ручья Масляный, на место летней стоянки нам и предстояло лететь. Правда, лишь для того, чтобы выгрузить продукты. На праздник в эту бригаду, как нам говорят, обычно никто не прилетает. Да и сами оленеводы торжеств не устраивают, некогда. Чтобы быть лучшими, надо много работать.

Мы приземляемся в назначенном месте, вертолет не заглушает двигатель, за несколько минут оленеводы разгружают коробки с продуктами и стройматериалы для строительство балка. Шум двигателя заглушает звуки, и мы даже не можем прокричать им поздравление с праздником. Вертолет взмывает в небо. А оленеводы останутся в этих местах еще на четыре месяца, в сторону Пеши они двинутся в конце ноября...