Ветеранов оленеводства, живущих сегодня в Нарьян-Маре и близлежащих селах и поселках, в минувшие выходные чествовали в окружном Туристическом центре.
Порадовать заслуженных работников тундры старалась, кажется, даже природа: северный ветер, суровый несколькими днями ранее, потеплел, а на небе сияло доброе заполярное солнце. Торжество началось еще до концерта, организованного Этнокультурным центром, – со встречи давних друзей. Многие из ветеранов давно не виделись и сейчас жадно делились новостями и воспоминаниями.
Повсюду звучала ненецкая речь, иногда смешиваясь с другим, явно не русским языком, а яркие суконные паницы соседствовали с зелеными галстуками и форменными рубашками. Оказалось, тут же находится группа норвежских скаутов, с интересом наблюдавших за праздником.
Кого не хватало на праздновании Дня оленя, так это самих оленей. Не то чтобы их совсем не было: один отдыхал на автостоянке рядом с машинами, потеряв гордый вид вольного животного тундры, и от «общения» отказывался.
– Совсем оседлый, не тундровик! – улыбаются, глядя на него, оленеводы.
Хотя все они давно на заслуженном отдыхе, назвать оленеводов «бывшими» язык не поворачивается. Некоторые и не собираются менять привычный образ жизни на более комфортный, городской. Так, супруги Вылки в город приехали лишь на время, а потом снова – в тундру:
– Я оленевод с 1975 года, так и кочую вместе с семьей, – рассказал глава семьи Александр Васильевич. – Мой брат – бригадир, а я работаю пастухом. Двое из наших четверых детей в тундре работают. День оленя – наш любимый праздник. Сейчас дома ремонт надо сделать, а потом опять в чум вернемся. В городе жить не хочется, нечего тут делать. Мы – частники, оленей своих не оставим.
Валентин Евстафьевич Румянцев, начавший путь в оленеводстве в страшные годы Великой Отечественной войны, до сих пор следит за состоянием дел в отрасли и переживает за современных оленеводов:
– Я 20 лет отработал в сельском хозяйстве, 12 из них был заведующим сельхозотделом окружного комитета КПСС. В свое время оленевод у нас был самый материально обеспеченный человек. В 60-е годы мы построили в колхозах полторы тысячи домов для перехода оленеводов на оседлый образ жизни. Строили детские дошкольные учреждения, амбулатории, клубы, немало делали для того, чтобы росли наши ненецкие кадры, наполнялась тундра и Нарьян-Мар, и главное – чтобы люди оставались работать в оленеводстве.
Мне довелось поездить по всему Северу: от Финляндии до Магадана, Ямало-Ненецкий округ, Ханты-Мансийский, Таймыр – везде был. В Салехарде в свое время нас разместили в такой избе, где нельзя было спать. А сейчас они живут в десятки раз лучше и по пенсионному обеспечению, и по всем другим вопросам. Поэтому давайте развивать наше оленеводство, чтобы оно стало таким, как было. Нужно провести анализ оленеводческих хозяйств, выяснить, сколько в округе оленей и наращивать поголовье до показателей 1992 года.
Перед ветеранами выступили самодеятельные артисты из Нарьян-Мара и поселка Красное, в программе праздника были национальные игры и конкурсы, каждому труженику тундры вручили подарки, после чего все они отправились в Каминный зал на торжественный обед.