Вы здесь

У реки снежных оврагов

Затяжной холодный дождь и пронизывающий ветер не испортили жителям тундры этот самый главный для них праздник и не подмочили настроение гостям, которые съехались в одно из стойбищ СПК «Коопхоз «Ерв» на День оленя. Заполярная погода словно бы решила лишний раз напомнить: труд пастухов и чумработниц нелёгок, а кочевая жизнь, как и тысячу лет назад, сопряжена с беспрестанными тяготами и лишениями.
Именно об этом, когда летели на Ми-8 к месту проведения праздника, говорили мы с руководителем Ненецкого регионального отделения Общероссийского народного фронта Матвеем Чупровым, сыном заслуженного ветерана оленеводческой отрасли.
– Конечно, за последние годы изменилось многое. Для тружеников тундры успели стать привычными и спутниковая связь, и телевидение, и ноутбуки с планшетами, – рассуждает вслух Матвей Михайлович. – Некоторые хозяйства, включая «Ерв», обзавелись современными забойными пунктами. Однако очень многое ещё лишь предстоит изменить. В первую очередь это связано с внедрением глубокой переработки всей продукции оленеводства, то есть субпродуктов и крови, а не только мяса и шкур, для повышения конкурентоспособности и выхода на внешние рынки.
По мнению Чупрова, назревшей необходимостью является и формирование системы мониторинга состояния пастбищ. Да и научное сообщество к сотрудничеству с оленеводами надо бы привлекать активнее. Кстати, как раз в «Ерве» (с ненецкого переводится как хозяин) с наукой дружат, чему чуть позже мы и станем свидетелями.
А пока наш вертолёт совершает посадку возле посёлка Красное, базового и для этого сельхозпредприятия, и для другого крупного хозяйства – СПК «Харп».
На борт расторопно грузят увесистые коробки и мешки. Рейс, выполняемый по заказу нефтяников «ЛУКОЙЛ-Коми» на основе партнёрского соглашения с оленеводами, даёт возможность отправить в дальнюю точку НАО свежие продукты и многое другое из того, что нужно кочевникам. Прибавляется и попутчиков (в их числе артисты из Красновского дома культуры), поэтому дальше летим, как говорится, в тесноте, но не в обиде.
Ми-8 берёт курс на северо-восток, где вблизи Баренцева моря течёт Сыра пензя, она же речушка, в оврагах по берегам которой даже в сильную жару не тает снег.
Пролетаем над большим стадом оленей, пасущихся на склонах сопки. Чуть позже сквозь туман становятся видны чумы, нарты, упряжки, флаги.
Встречают нас с тем неизменным радушием, что присуще людям, подолгу находящимся в тундровой глуши вдали от населённых пунктов.
Первым делом, как оно заведено, гостей приглашают в чум попить чайку. Там хозяйничают, хлопоча у плиты, Наталья Вылка и её матушка Любовь Алексеевна Ледкова.
А отец, Николай Михайлович, ведёт обстоятельную беседу с зятем Василием. Им есть что обсудить: не виделись, почитай, несколько месяцев. Зимой-то чаще удаётся встречаться, а вот летом разве что на День оленя доводится.
Василий – средний из троих сыновей главы этого стойбища, бригадира Ивана Павловича Вылки. Дети уже подарили ему двух внуков и внучку Ульяну. Полуторагодовалая девчушка находится здесь же, вместе с родителями. Самостоятельная такая, бойкая, всё время в движении – то щепки для печки принесёт, то отправляется покормить щенка, сидящего на привязи возле чума. Мама, занятая домашними заботами, свободу дочке не ограничивает, хотя из виду не упускает.
А глава стойбища тем временем находит себе интересного собеседника, причём тёзку. Это Иван Васильевич Бурдачев, председатель профкома территориального производственного предприятия «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз». На праздник он прилетел в знак уважения к оленеводам, с которыми нефтяники трудятся на одной территории, стараясь не мешать, а помогать друг другу.
–Когда-то, много лет назад, были сомнения в том, смогут ли по-добрососедски ужиться на тундровых просторах добытчики нефти и коренные народы Крайнего Севера. Сегодня можно твёрдо сказать, что смогли, – признаёт Иван Вылка.
Иван Бурдачев с ним соглашается:
– Иначе и быть не может, ведь наши отношения основаны на взаимоуважении и понимании того, что каждый – и оленевод, и нефтяник – занят важным делом, принося пользу Ненецкому округу и стране.
О том же позже, когда все участники праздника соберутся вместе, скажет и бессменный руководитель коопхоза «Ерв» Пётр Хабаров.
– Мы понимаем, как нужны российской экономике доходы от добычи углеводородов. И поэтому идём навстречу, уступая часть драгоценных для нас пастбищ под буровые вышки и нефтепроводы. Но ведь взамен получаем помощь в строительстве, например, забойных пунктов, в организации санаторно-курортного лечения оленеводов и членов их семей, в обеспечении горючим и продуктами – всего и не перечислишь. Наше деловое парт-нёрство базируется на соглашениях, в которых чётко оговорены параметры сотрудничества, – подчёркивает Пётр Александрович. – Вот и сегодня оплаченный лукойловцами рейс вертолёта даёт возможность провести День оленя так, как было задумано – со встречами друзей-коллег, с достойными призами и подарками.
И это правда: праздник в тундре удался. Были в программе традиционные гонки на оленьих упряжках и чествование лучших тружеников, соревнования по метанию тынзея на хорей и другие, а также концерт, подаренный артистами из ДК посёлка Красное. Были добрые улыбки, спортивный азарт, смех, радость тёплого человеческого общения.
Но это отнюдь не означало, что не нашлось места серьёзным разговорам о настоящем и будущем предприятия, объединившего на основе кооперации семьи потомственных оленеводов, сделавшего их сильнее. Сохранив за собой, закрепив в своей собственности оленей, эти семейные кланы выбрали общее направление движения и развития. И у них всё получилось! Не сразу, и не так уж просто, но получилось.
Как это достигалось? Что ждёт «Ерв» в будущем? На эти и другие вопросы корреспонденту «НВ» во время праздника дали ответы и председатель коопхоза Пётр Хабаров, и бригадир Иван Вылка, и другие оленеводы. Пока что оставим производственную тему за рамками праздничного фоторепортажа, однако непременно вернёмся к ней в ближайшее время.

 

Справка «НВ»
Сейчас в Ненецком автономном округе проживает более 7,5 тысячи представителей коренных малочисленных народов Севера – ненцев, что составляет 17,83 % от общего населения. В оленеводстве занято 840 человек, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни (оленеводы и чумработницы). Поголовье оленей, по данным на 1 января 2018 года, составляет 177 тысяч голов.